Постановление администрации Юргинского муниципального района от 13.05.2013 N 21-МНА "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей на территории Юргинского муниципального района на 2013 - 2017 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ЮРГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. № 21-МНА
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ
ЮРГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2013 - 2017 ГОДЫ"
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300-1 ФЗ "О защите прав потребителей" в целях создания условий для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей в Юргинском муниципальном районе, повышения качества и безопасности товаров, работ и услуг, обеспечения контроля органами местного самоуправления за соблюдением законных прав граждан:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей на территории Юргинского муниципального района на 2013 - 2017 годы" согласно приложению.
2. Настоящее постановление разместить в газете "Юргинские ведомости" и на официальном сайте администрации Юргинского муниципального района в сети Интернет.
3. Постановление вступает в силу с момента опубликования.
4. Контроль за исполнение настоящего постановления возложить на заместителя главы по экономическим вопросам, транспорту и связи О.В.Шокареву.
Глава Юргинского
муниципального района
А.В.ГОРДЕЙЧИК
Приложение № 1
к постановлению администрации
Юргинского муниципального района
от 13 мая 2013 г. № 21-МНА
ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
НА ТЕРРИТОРИИ ЮРГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НА 2013 - 2017 ГОДЫ"
Паспорт программы
Наименование "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей на
программы территории Юргинского муниципального района на 2013 - 2017
годы" (далее - Программа)
Муниципальный Администрация Юргинского муниципального района
заказчик
Программы
Директор Заместитель главы Юргинского муниципального района по
Программы экономическим вопросам, транспорту и связи О.В.Шокарева
Основные Отдел экономики, планирования и торговли администрации
разработчики Юргинского муниципального района
Программы
Цель Программы Создание на территории Юргинского муниципального района
эффективной и доступной системы защиты прав потребителей
Задачи - Повышение правовой грамотности и информированности
Программы населения Юргинского муниципального района в вопросах
защиты прав потребителей, формирование навыков
рационального потребительского поведения;
- повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих
субъектов, работающих на потребительском рынке Юргинского
муниципального района;
- защита населения Юргинского муниципального района от
недоброкачественных товаров, работ, услуг;
- стимулирование повышения качества продукции, товаров,
работ, услуг, предоставляемых на потребительском рынке
Юргинского муниципального района
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
В рыночных условиях, именно потребителю отводится первая роль и определяющее влияние, но рынок как таковой не может обеспечить потребителям равных возможностей с другими контрагентами. Поэтому активное вмешательство государства в формирование и реализацию потребительской политики не только оправдано, но и просто необходимо. Политика защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в России в последние годы.
Роль органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей имеет ключевое значение. Поскольку именно органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, решая вопросы местного значения, могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по их месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода каждому обратившемуся.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан в реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полученных доходов на приобретение товаров, работ, услуг. Причем важно, чтобы они были качественными и безопасными для граждан, для здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.
Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Закона Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ряда других нормативных правовых актов.
В настоящее время организационную основу потребительской политики составляет сформированная система защиты прав потребителей. На практике отработаны схемы реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Контролирующие органы в целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей системно осуществляют мероприятия в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, в пределах компетенции рассматриваются обращения граждан, проводятся консультации по вопросам защиты прав потребителей, принимаются меры к добровольному урегулированию споров между потребителем и продавцом. В необходимых случаях к виновным лицам применяются меры административного воздействия.
Одним из приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей является судебная защита интересов неопределенного круга потребителей, которая позволяет пресечь неправомерные действия недобросовестных хозяйствующих субъектов на уровне угрозы нарушения прав потребителей, не доводя до необходимости восстановления нарушенных прав.
В современных условиях для поддержки потребителей необходимо постоянное воздействие органов местного самоуправления на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, воспитание новых членов общества, подготовленных к защите своих потребительских прав цивилизованным путем.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Юргинского муниципального района необходим переход на новый качественный уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, объединение усилий всех структур, прямо или косвенно влияющих на эту сферу общественных отношений, в том числе органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Программой, позволит решить обозначенные выше задачи, что будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности в обществе.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание на территории Юргинского муниципального района эффективной и доступной системы защиты прав потребителей.
Задачами Программы являются:
повышение правовой грамотности и информированности населения Юргинского района в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения;
повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Юргинского района;
защита населения Юргинского района от недоброкачественных товаров, работ, услуг;
поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей - жителей Юргинского района.
3. Система программных мероприятий
В рамках настоящей Программы будут реализованы следующие основные мероприятия:
определение основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Юргинского района;
комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей;
совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям;
привлечение на рынок товаров, работ и услуг квалифицированных кадров, имеющих специальное профессиональное образование;
организация системного обучения учащихся общеобразовательных учреждений основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей;
комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей.
Описание программных мероприятий:
1) реализация мер по определению основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Юргинского района.
Мероприятие предусматривает организацию взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, общественными организациями в сфере защиты прав потребителей и надзора на потребительском рынке в целях эффективной реализации гражданско-правовых форм защиты прав потребителей. На практике реализация данного направления будет осуществляться через межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Юргинском муниципальном районе (далее - совет).
В рамках работы совета будет осуществляться деятельность в следующих направлениях:
подготовка предложений по улучшению взаимодействия органов и организаций, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей;
обеспечение методической помощи специалистам органов местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность в сфере защиты прав потребителей;
разработка предложений по основным направлениям деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке;
2) обобщение и распространение положительного опыта работы органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по вопросам реализации законодательства о защите прав потребителей на территории Кемеровской области.
Реализация данного мероприятия должна повысить эффективность реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
3) комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей.
Деятельность по разъяснительной работе среди хозяйствующих субъектов должна осуществляться в качестве превентивных мер, которые позволят минимизировать нарушения законодательства по защите прав потребителей на стадиях изготовления, хранения и реализации продукции, а также на стадиях заключения договоров на исполнение услуг, выполнение работ.
Практическими формами проявления такой работы могут быть семинары, конференции, круглые столы и т.д., организованные для хозяйствующих субъектов по профильным видам деятельности;
4) совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям.
Защита прав и законных интересов потребителей, оказание потребителям правовой помощи предусматривает:
рассмотрение обращений граждан и их консультирование;
составление претензий и исковых заявлений;
предъявление исков в суды в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей);
обобщение судебной практики в области защиты прав потребителей;
5) организация системного обучения учащихся общеобразовательных учреждений правовых знаний в сфере защиты прав потребителей.
Организация работы по системному обучению учащейся молодежи имеет большое значение и должна стать одним из элементов в структуре строительства правового государства. Это направление деятельности предусматривает:
организацию обучения в общеобразовательных учреждениях по основам законодательства о защите прав потребителей;
проведение в учебных заведениях семинаров, конференций, круглых столов и т.д. по проблемным вопросам потребительского рынка товаров и услуг;
оказание помощи учебным заведениям при разработке учебных программ по защите прав потребителей;
6) комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей.
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей будет обеспечиваться посредством организации системы мер по информированию потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав.
Перечень конкретных мероприятий приведен в разделе 6 (не приводится) Программы.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий настоящей Программы позволит повысить эффективность защиты прав потребителей посредством оптимизации взаимодействия органов местного самоуправления Юргинского муниципального района, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций.
Осуществление превентивных мер, направленных на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей, создаст условия для повышения культуры обслуживания потребителей, повышения гражданского самосознания изготовителей и продавцов (исполнителей) товаров, работ и услуг.
Данные меры будут способствовать сокращению поступления на рынок опасных и некачественных товаров, работ, услуг, формированию у населения навыков рационального потребительского поведения.
Программа обеспечит решение задачи по повышению информированности населения в сфере защиты прав потребителей.
Будут созданы более совершенные механизмы защиты прав потребителей в Юргинском муниципальном районе с учетом специфики по всему кругу вопросов и проблем, касающихся как прямых, так и косвенных прав и интересов потребителей.
Будет создана устойчивая система развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего и оказывающего качественные и конкурентоспособные товары и услуги (работы) в Юргинском муниципальном районе.
Повысится удельный вес устраненных нарушений прав потребителей от числа выявленных нарушений (до 95 процентов).
На 10 процента увеличится количество проводимых просветительских мероприятий в сфере защиты прав потребителей.
Повысится удельный вес случаев добровольного удовлетворения предпринимателями и юридическими лицами законных требований потребителей (до 85 процентов).
Повысится качество и безопасность товаров и услуг.
5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Программой определен круг исполнителей, которые несут ответственность за выполнение программных мероприятий.
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет директор Программы.
Исполнение мероприятий Программы координируется советом.
------------------------------------------------------------------