Постановление администрации Мариинского муниципального района от 18.02.2013 N 125-П "Об утверждении порядка и методики оценки эффективности предоставленных налоговых льгот в Мариинском муниципальном районе"
АДМИНИСТРАЦИЯ МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. № 125-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ (ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ)
НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В МАРИИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
В целях повышения эффективности предоставления налоговых льгот в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 № 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", во исполнение распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 № 1213-р "Об утверждении Порядка и Методики эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Кемеровской области":
1. Установить, что все предоставленные (планируемые к предоставлению) налоговые льготы в соответствии с нормативными правовыми актами администрации Мариинского муниципального района подлежат обязательной оценке на предмет их бюджетной, экономической и общественной эффективности.
2. Утвердить Порядок оценки бюджетной, экономической и общественной эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Мариинском муниципальном районе, согласно приложению № 1.
3. Утвердить Методику оценки бюджетной, экономической и общественной эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Мариинском муниципальном районе, согласно приложению № 2.
4. Финансовому управлению по Мариинскому району (С.А.Коршунова) и отделу экономического развития администрации Мариинского муниципального района (Н.А.Пронина) обеспечить проведение оценки предоставленных налоговых льгот в соответствии с прилагаемым Порядком.
5. Установить, что согласование проекта нормативного правового акта Мариинского муниципального района, предусматривающего предоставление налоговых льгот, проводится при наличии расчетов оценки бюджетной, экономической и общественной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот и пояснительной записки с обоснованием необходимости их предоставления.
6. Отделу информационного обеспечения администрации Мариинского муниципального района (Новиков С.В.) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Мариинского муниципального района в сети "Интернет".
7. Общему отделу администрации Мариинского муниципального района (Зачиняева Н.А.) опубликовать настоящее постановление в газете "Вперед".
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Мариинского муниципального района по экономике Е.Ю.Рассолову.
И.о. главы Мариинского
муниципального района
Е.Н.СИНЧЕНКО
Приложение № 1
Утвержден
постановлением администрации
Мариинского муниципального района
от 18 февраля 2013 г. № 125-П
ПОРЯДОК
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ
(ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
В МАРИИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру проведения оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по налогам, подлежащим зачислению в бюджет Мариинского муниципального района (далее по тексту - местный бюджет).
1.2. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам производится в целях обеспечения контроля результативности налоговых льгот и их соответствия общественным интересам.
1.3. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и термины:
налоговая льгота - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
категория налогоплательщиков - группа налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности. Под видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности в целях применения льгот понимается основной вид деятельности соответствующий присвоенному в установленном порядке коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, и по которому объем реализованной продукции (товаров, услуг) составляет в стоимостном выражении более 70 процентов от объема реализации.
Эффективность предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот включает в себя бюджетную, экономическую и общественную эффективность.
Бюджетная эффективность - это сумма чистых приведенных поступлений в местный бюджет района от налогоплательщиков (категории налогоплательщиков), которым предоставлена (планируется к предоставлению) налоговая льгота.
Экономическая эффективность - опережающая динамика инвестиций в основной капитал у категории налогоплательщиков, которой предоставлена (планируется к предоставлению) налоговая льгота.
Общественная эффективность - это влияние предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы на уровне общества, включающее косвенные результаты предоставления налоговой льготы, которые выходят за пределы прямых финансовых интересов государства, муниципалитета или налогоплательщика.
1.4. Оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот осуществляется по следующим критериям:
- при предоставлении налоговой льготы субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности - наличие бюджетной эффективности;
- при предоставлении налоговой льготы налогоплательщикам для стимулирования развития определенных видов экономической деятельности на территории Мариинского муниципального района - наличие экономической эффективности;
- при предоставлении налоговой льготы с целью поддержки нуждающихся в ней групп населения, некоммерческих организаций и прочих организаций, осуществляющих свою деятельность независимо от возможности получения прибыли, - наличие общественной эффективности.
1.5. Оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот базируется на данных налоговой, статистической, финансовой отчетности, а также иной достоверной информации. При отборе данных для проведения оценки приоритет отдается налоговой и финансовой отчетности, а при отсутствии необходимых данных в этих видах отчетности (или их недоступности) используются статистическая отчетность и иные виды информации.
1.6. Результаты оценки бюджетной, экономической и общественной эффективности установленных налоговых льгот используются при формировании параметров бюджета района на очередной финансовый год и плановый период.
2. Виды налоговых льгот и условия их предоставления
2.1. Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений Совета народных депутатов Мариинского муниципального района.
2.2. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
а) изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения;
б) освобождение от уплаты налога (полное или частичное);
в) установление уровня налоговой ставки ниже максимального значения, установленного налоговым законодательством Российской Федерации.
2.3. Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет района.
2.4. Налоговые льготы устанавливаются на срок не менее одного налогового периода по соответствующему налогу.
2.5. Налогоплательщики могут отказаться от использования налоговой льготы. Отказ от использования осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, предоставляемого в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика. При этом не использованные в текущем налоговом периоде налоговые льготы не подлежат переносу на иные налоговые периоды, зачету в счет предстоящих платежей по налогам или возмещению за счет средств бюджета района.
2.6. В целях обеспечения эффективности предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке бюджетной и социальной эффективности. При рассмотрении предложений о предоставлении налоговых льгот в обязательном порядке проводится оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящим Порядком в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).
3. Процедура оценки эффективности предоставленных налоговых льгот
3.1. Проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот осуществляется финансовым управлением по Мариинскому району, отделом экономического развития администрации Мариинского муниципального района (далее - уполномоченные органы).
3.2. Уполномоченные органы составляют аналитический отчет об оценке эффективности предоставленных налоговых льгот, который включает в себя:
1) расчет бюджетной эффективности предоставленных налоговых льгот;
2) расчет экономической эффективности предоставленных налоговых льгот за предыдущий финансовый год и планируемый период по форме, установленной Методикой;
3) расчет общественной эффективности предоставленных налоговых льгот за предыдущий финансовый год и планируемый период по форме, установленной Методикой;
4) пояснительную записку с обоснованием необходимости пролонгации или отмены налоговых льгот.
3.3. Для подготовки аналитического отчета об оценке эффективности предоставленных налоговых льгот уполномоченные органы в рамках взаимодействия получают:
1) от Межрайонной ИФНС России № 1 по Кемеровской области - информацию о суммах выпадающих доходов местного бюджета в результате предоставления налоговых льгот в разрезе налогов и обезличенные сведения о налогоплательщиках, использующих налоговые льготы, в разрезе отдельных видов экономической деятельности;
2) от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - информацию об инвестициях в основной капитал в Мариинском муниципальном районе и коэффициентах прироста инвестиций в основной капитал Мариинского муниципального района в разрезе отдельных видов экономической деятельности и по экономике в Мариинском муниципальном районе в целом.
3.4. Расчеты оценки бюджетной, экономической и общественной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот с обоснованием необходимости их предоставления включаются в пояснительную записку к проекту решения Совета народных депутатов Мариинского муниципального района, предусматривающего предоставление налоговых льгот.
3.5. Проведение оценки бюджетной, экономической и общественной эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот осуществляется по Методике, утвержденной настоящим постановлением.
3.6. Оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот проводится по каждой категории налогоплательщиков и по каждому виду налога, по которому предоставлена (планируется к предоставлению) налоговая льгота.
3.7. Отдел экономического развития администрации Мариинского муниципального района составляет аналитический отчет об оценке эффективности налоговых льгот по курируемым направлениям (сферам) деятельности и направляет его в финансовое управление по Мариинскому району до 1 августа года, следующего за отчетным.
3.8. При формировании проекта бюджета Мариинского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период финансовое управление по Мариинскому району проводит инвентаризацию налоговых льгот, установленных в соответствии с решениями Совета народных депутатов Мариинского муниципального района.
По результатам инвентаризации составляет реестр установленных налоговых льгот по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, а также готовит сводный аналитический отчет об оценке эффективности предоставленных налоговых льгот и предложения по продлению либо отмене действующих льгот и в срок до 1 сентября представляет на рассмотрение в Совет народных депутатов Мариинского муниципального района.
3.9. Реестр предоставленных налоговых льгот и сводный аналитический отчет об оценке эффективности предоставленных налоговых льгот размещаются на официальном сайте финансового управления по Мариинскому району.
4. Процедура оценки эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы
4.1. Проведение оценки эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы осуществляется уполномоченными органами в соответствии со своей компетенцией при разработке проекта бюджета Мариинского муниципального района, предусматривающего предоставление налоговой льготы.
Расчеты оценки бюджетной, экономической или общественной эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы (в зависимости от категории налогоплательщиков, которым установлена льгота в соответствии с пунктом 1.4 настоящего Порядка) с обоснованием необходимости предоставления льготы включаются в пояснительную записку к проекту бюджета Мариинского муниципального района, предусматривающего предоставление налоговой льготы.
4.2. Уполномоченные органы при разработке проекта бюджета Мариинского муниципального района, предусматривающего предоставление налоговой льготы, составляют аналитический отчет об оценке эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы, который включает в себя:
1) расчет бюджетной, экономической или общественной эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы, в зависимости от категории налогоплательщиков, которым установлена льгота, в соответствии с пунктом 1.4 настоящего Порядка (расчет экономической и общественной эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы представляется в формах, установленных Методикой);
2) пояснительную записку с обоснованием необходимости предоставления налоговой льготы отдельной категории налогоплательщиков, а также преимущества предоставления налоговой льготы по сравнению с предоставлением альтернативных видов государственной и муниципальной поддержки.
Приложение № 1
к Порядку оценки эффективности
предоставленных (планируемых
к предоставлению) налоговых
льгот в Мариинском
муниципальном районе
Реестр предоставленных налоговых льгот
в Мариинском муниципальном районе
по состоянию на "___"_____________ 20__ года
№ Нормативный Категория Вид Содержание Условия
п/п правовой акт, налогопла- налога льготы использования
устанавливающий тельщиков
льготу
Начальник финансового управления по
Мариинскому району _______________________
Исполнитель ______________________________
Телефон __________________________________
Приложение № 2
Утверждена
постановлением администрации
Мариинского муниципального района
от 18 февраля 2013 г. № 125-П
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ
(ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
В МАРИИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
1. Оценка бюджетной эффективности предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы
Для оценки используется показатель бюджетной эффективности налоговой льготы, представляющий собой сумму чистых приведенных поступлений в бюджет Мариинского муниципального района от налогоплательщиков (категории налогоплательщиков), которым предоставлена (планируется к предоставлению) налоговая льгота.
Показатель бюджетной эффективности рассчитывается по следующей формуле:
Д - НРБ
n i i
K = SUM --------------,
1 i=1 (i-1)
(1 + S)
где K - показатель бюджетной эффективности;
i
Д - поступления в консолидированный бюджет от налогоплательщика
i
(категории налогоплательщиков) за i-й год;
НРБ - сумма налоговой льготы, предоставленной налогоплательщику в i-м
i
году;
S - ставка рефинансирования Банка России на момент проведения расчетов;
n - период действия льготы. В случае бессрочного действия льготы n = 6.
Налоговые льготы имеют положительную бюджетную эффективность, если
показатель бюджетной эффективности K больше или равен 0.
1
2. Оценка экономической эффективности предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы
Расчет оценки экономической эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот осуществляется по показателям согласно приложению № 1 к настоящей Методике.
Для оценки используется коэффициент экономической эффективности налоговой льготы, учитывающий динамику инвестиций в основной капитал у налогоплательщика (категории налогоплательщиков), которому предоставлена (планируется к предоставлению) налоговая льгота.
Коэффициент экономической эффективности рассчитывается по следующей формуле:
И (ПИЛ - ПИО )
i-1 i i
КЭК = ------------------,
i НРБ
i
где
КЭК - коэффициент экономической эффективности льготы в i-м году;
i
И - инвестиции в основной капитал в Мариинском муниципальном районе
i-1
по категории налогоплательщиков, которым предоставлена льгота, в год,
предшествующий i-му;
ПИЛ - коэффициент прироста инвестиций в основной капитал в Мариинском
i
муниципальном районе по категории налогоплательщиков, которым предоставлена
льгота, в i-м году к предыдущему году;
ПИО - коэффициент прироста инвестиций в основной капитал в Мариинском
i
муниципальном районе, в i-м году к предыдущему году;
НРБ - сумма налоговой льготы, предоставленной категории
i
налогоплательщиков в i-м году.
Налоговые льготы имеют положительную экономическую эффективность, если
коэффициент экономической эффективности КЭК больше 1.
i
3. Оценка общественной эффективности предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы
Расчет оценки общественной эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот осуществляется согласно приложению № 2 к настоящей Методике.
Расчет оценки общественной эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот производится по 6 качественным критериям:
- соответствие предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы сформулированным стратегическим целям деятельности и приоритетам государственной политики, стратегическим целям социально-экономического развития Кемеровской области, Мариинского муниципального района;
- широта охвата налоговой льготы;
- влияние налоговой льготы на доходы местного бюджета;
- прозрачность предоставления налоговой льготы;
- адресность предоставления налоговой льготы;
- достижение цели предоставления налоговой льготы.
Для каждого критерия установлены показатели веса критерия Вк и показатели оценки критерия Ок.
Оценка общественной эффективности рассчитывается по следующей формуле:
О = SUM Вк x Ок ,
i i
где О - оценка общественной эффективности налоговой льготы;
Вк - показатель веса i критерия;
i
Ок - показатель оценки i критерия.
i
Налоговые льготы имеют положительную общественную эффективность, если оценка общественной эффективности больше или равна 1.
Приложение № 1
к Методике оценки эффективности
предоставленных (планируемых
к предоставлению) налоговых льгот
в Мариинском муниципальном районе
Расчет
экономической эффективности предоставленных
(планируемых к предоставлению) налоговых льгот
в Мариинском муниципальном районе
Наименование (категория) налогоплательщика ________________________________
№ Показатели Год, Отчет- Теку- Очеред- Плано- Плановый
п/п предшест- ный щий ной вый период
вующий финан- финан- финан- период (2-й
отчетному совый совый совый (1-й год)
год год год год)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Инвестиции в
основной капитал в
Мариинском
муниципальном районе
по налогоплательщику
(категории
налогоплательщиков)
(тыс. руб.)
2 Коэффициент прироста X
инвестиций
в основной капитал
в Мариинском
муниципальном районе
по категории
налогоплательщиков
3 Коэффициент прироста X
инвестиций
в основной капитал
в Мариинском
муниципальном районе
4 Сумма налоговой X
льготы,
предоставленной
налогоплательщику
категории
налогоплательщиков)
(тыс. руб.)
5 Коэффициент X
экономической
эффективности
Налоговые льготы имеют положительную экономическую эффективность, если
коэффициент эффективности больше 1.
Заместитель главы Мариинского
муниципального района по экономике _________________________
Исполнитель ________________________________________________
Телефон ____________________________________________________
Приложение № 2
к Методике оценки эффективности
предоставленных (планируемых
к предоставлению) налоговых льгот
в Мариинском муниципальном районе
Расчет
общественной эффективности предоставленных
(планируемых к предоставлению) налоговых льгот
в Мариинском муниципальном районе
Наименование (категория) налогоплательщика ________________________________
Критерии и уровни оценки Вк <*>, Ок <*>, О <*>, Комментарий
в баллах в баллах в баллах <**>
1 2 3 4 5
1. Соответствие 0,4 х
предоставленной (планируемой
к предоставлению) налоговой
льготы сформулированным
стратегическим целям
деятельности и приоритетам
государственной политики,
стратегическим целям
социально-экономического
развития Кемеровской области,
Мариинского муниципального
района
Налоговая льгота 1 х
соответствует стратегическим
целям деятельности и
приоритетам государственной
политики, стратегическим
целям социально-экономического
развития Кемеровской области,
Мариинского муниципального
района
Налоговая льгота не 0 х
соответствует стратегическим
целям деятельности и
приоритетам государственной
политики, стратегическим
целям социально-экономического
развития Кемеровской области,
Мариинского муниципального
района
2. Широта охвата налоговой 0,4 х
льготы
Налоговой льготой пользуются 1 х
(смогут воспользоваться в
случае принятия) более 1000
налогоплательщиков
Налоговой льготой пользуются 0 х
(смогут воспользоваться в
случае принятия) менее 1000
налогоплательщиков
3. Влияние налоговой льготы 0,3 х
на доходы местного бюджета
Выпадающие доходы от 3 х
предоставления (в случае
предоставления) налоговой
льготы составляют менее 2% от
поступлений (планируемых
поступлений) налога в местный
бюджет
Выпадающие доходы от 2 х
предоставления (в случае
предоставления) налоговой
льготы составляют от 2% до 5%
от поступлений (планируемых
поступлений) налога в местный
бюджет
Выпадающие доходы от 1 х
предоставления (в случае
предоставления) налоговой
льготы составляют от 5% до 10%
от поступлений (планируемых
поступлений) налога в местный
бюджет
Выпадающие доходы от 0 х
предоставления (в случае
предоставления) налоговой
льготы составляют более 10% от
поступлений (планируемых
поступлений) налога в местный
бюджет либо сумма выпадающих
доходов неизвестна
4. Прозрачность предоставления 0,1 х
налоговой льготы
Уполномоченному органу, 2 х
осуществляющему оценку
эффективности представленных
(планируемых к представлению)
налоговых льгот, известны все
отдельные получатели льгот и
суммы выпадающих доходов
местного бюджета по каждому
получателю налоговой льготы
Уполномоченному органу, 1 х
осуществляющему оценку
эффективности предоставленных
(планируемых к предоставлению)
налоговых льгот, известны либо
отдельные получатели льгот
либо сумма выпадающих доходов
местного бюджета в результате
предоставления налоговой
льготы
Уполномоченному органу, 0 х
осуществляющему оценку
эффективности предоставленных
(планируемых к предоставлению)
налоговых льгот, не известны
получатели льгот, нет
информации о сумме выпадающих
доходов местного бюджета в
результате предоставления
налоговой льготы
5. Адресность предоставления 0,1 х
налоговой льготы
Налоговой льготой не могут 1 х
воспользоваться
налогоплательщики, в отношении
которых предоставление льготы
является нецелесообразным, с
целью минимизации
налогообложения
Налоговой льготой могут 0 х
воспользоваться
налогоплательщики, в отношении
которых предоставление льготы
является нецелесообразным, с
целью минимизации
налогообложения
6. Достижение цели 0,1 x
предоставления налоговой
льготы
В результате предоставления 1 x
налоговой льготы наблюдается
(прогнозируется) достижение
конкретных результатов и
качественных изменений в
социально-экономическом
развитии Мариинского
муниципального района
(улучшение положения социально
незащищенных категорий
граждан, улучшение состояния
окружающей среды, развитие
культуры, спорта, образования
и другое)
В результате предоставления 0 x
налоговой льготы не
наблюдается (не
прогнозируется) достижение
конкретных результатов и
качественных изменений в
социально-экономическом
развитии Мариинского
муниципального района
ИТОГО: x x x
Заместитель главы Мариинского
муниципального района по экономике _____________________
Исполнитель ____________________________________________
Телефон ________________________________________________
Вк <*> - показатель веса критерия.
Ок <*> - показатель оценки критерия.
Од <*> - показатель оценки общественной эффективности налоговой льготы.
Комментарий <**> - столбец заполняется в случае необходимости пояснения о
присвоенной оценке критерия.
------------------------------------------------------------------