Решение Беловского районного Совета народных депутатов от 31.01.2013 N 593 "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы по профилактике социального сиротства и воспитанию ответственного родительства "Семейный очаг" на 2013 - 2015 годы"
БЕЛОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(второй созыв, шестьдесят шестая внеочередная сессия)
РЕШЕНИЕ
от 31 января 2013 г. № 593
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
И ВОСПИТАНИЮ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА "СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ"
НА 2013 - 2015 ГОДЫ
В соответствии с положением о порядке разработки, реализации и финансировании муниципальных целевых программ, утвержденным решением Совета народных депутатов Беловского района от 21 февраля 2006 г. № 146, Беловский районный Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить долгосрочную муниципальную целевую программу по профилактике социального сиротства и воспитанию ответственного родительства "Семейный очаг" на 2013 - 2015 годы, в том числе:
на 2013 год - 2674,0 тыс. руб.
на 2014 год - 2704,0 тыс. руб.
на 2015 год - 2702,2 тыс. руб.
(Программа прилагается).
2. Начальнику отдела информатизации и программного обеспечения Букину Е.К. обеспечить размещение настоящего решения на официальном сайте администрации Беловского муниципального района.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по бюджету, налогам и финансовой политике (Забаренко Т.И.).
Глава Беловского
муниципального района
А.И.ЩУКИН
Председатель
Беловского районного
Совета народных депутатов
Л.В.ГЕНЬШ
Утверждена
решением
Беловского районного
Совета народных депутатов
от 31 января 2013 г. № 593
ДОЛГОСРОЧНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И ВОСПИТАНИЮ
ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА "СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ"
НА 2013 - 2015 ГОДЫ
Паспорт
долгосрочной муниципальной целевой программы
Наименование Долгосрочная муниципальная целевая программа по
программы профилактике социального сиротства и воспитанию
ответственного родительства "Семейный очаг" на 2013 - 2015
годы
Муниципальный Администрация Беловского муниципального района
заказчик
Программы
Координатор Первый заместитель главы Беловского муниципального района
Программы
Разработчики - Управление опеки и попечительства администрации
Программы Беловского муниципального района;
- управление образования администрации Беловского
муниципального района;
- управление социальной защиты населения Беловского
муниципального района;
- управление культуры администрации Беловского
муниципального района;
- отдел по координации работы с несовершеннолетними
детьми и защите их прав
Цели и задачи Цель Программы - раннее выявление детского неблагополучия,
Программы профилактика социального сиротства и воспитание
ответственного родительства на территории Беловского
муниципального района.
Задачи:
1. Создание муниципальной системы реабилитации кризисных
семей с координацией деятельности всех межведомственных
структур.
2. Формирование единого информационного поля о семьях и
детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Активизация общественности муниципального района в
профилактике и преодолении социального сиротства.
4. Внедрение инновационных методов работы с кризисными
семьями.
5. Социальная реабилитация семей и детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации посредством культуры, спорта,
искусства.
6. Воспитание ответственного родительства.
7. Развитие семейных форм устройства детей.
8. Материальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, приемных семей
Целевые 1. Численность приемных и опекунских семей.
индикаторы и 2. Количество районных мероприятий, проводимых для
показатели замещающих семей.
Программы 3. Доля детей, оставшихся без попечения родителей,
устраиваемых в семьи граждан.
4. Количество родителей, лишенных родительских прав.
5. Доля детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
6. Количество родителей, восстановленных в родительских
правах
Сроки и этапы 2013 - 2015 годы
реализации
Программы
Ожидаемые 1. Снижение детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях
конечные интернатного типа, от общей численности детского населения
результаты муниципального района.
реализации 2. Увеличение усыновленных детей.
Программы 3. Увеличение численности вновь выявленных детей-сирот,
определенных на семейные формы устройства.
4. Снижение по району уровня детского неблагополучия.
5. Снижение количества родителей лишенных родительских
прав.
6. Увеличение районных мероприятий для замещающих семей
до 4 в год
Объемы и Общий объем средств, направляемых на реализацию
источники мероприятий - 8080,2 тыс. руб.
финансирования В том числе по годам:
Программы 2013 год - 2674,0 тыс. руб.;
2014 год - 2704,0 тыс. руб.;
2015 год - 2702,2 тыс. руб.
1. Обоснование необходимости разработки Программы
Проблема сиротства всегда остро стояла в России. Небывалый духовный, экономический, социальный кризис привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Выявилось качественно новое явление - так называемое скрытое социальное сиротство, - которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падения нравственных устоев в обществе, следствием чего становятся изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семей, безнадзорность большого количества детей и подростков.
В Кемеровской области в настоящее время в областном банке данных находится в социально опасном положении 10875 несовершеннолетних из 5712 семей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из кризисных семей. Указанные группы детей, в первую очередь, нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
Данная ситуация не осталась не замеченной органами государственной власти Кемеровской области. В Кузбассе принята региональная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Среди прочих приоритетных направлений данного документа определено такое направление как создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Актуальность разработки муниципальной долгосрочной целевой программы по профилактике социального сиротства и воспитанию ответственного родительства "Семейный очаг" на 2013 - 2015 годы на территории Беловского муниципального района обусловлена, прежде всего, частичной нерешенностью проблем по профилактике социального сиротства в рамках проводимых мероприятий, необходимостью комплексного и системного подхода к профилактике социального сиротства.
Ежегодно в Беловском муниципальном районе выявляются примерно от 40 до 70 детей, оставшихся без попечения родителей, из них устраиваются на семейные формы воспитания 55% детей, что ниже средне областного уровня.
При этом 80% из них - это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях.
Самая распространенная причина утраты родительского попечения - это лишение родителей родительских прав. Крайняя и самая жесткая форма защиты прав ребенка, применяемая только в тех случаях, когда профилактические меры не приносят ощутимых результатов и встает реальная угроза нормальному развитию ребенка.
Но на самом деле утрата семьи происходит гораздо раньше. Когда происходит разрушение родственных связей, отсутствует забота о детях, внимание к их нуждам и потребностям, унижение их человеческого достоинства. В таких семьях родители, как правило, злоупотребляют спиртными напитками, ведут разгульный, аморальный образ жизни, не трудоустроены.
На 15.12.2012 в управлении опеки и попечительства администрации Беловского муниципального района состоит на учете 387 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 4,8 процента от общего количества несовершеннолетних района. Первостепенную роль в снижении численности детей-сирот играет планомерная работа, направленная на профилактику семейного неблагополучия.
В районе создан единый банк семей, находящихся в социально опасном положении. В результате межведомственного взаимодействия органов системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, численность семей, находящихся в социально опасном положении, также имеет стабильную динамику к снижению. Если в 2008 году на учете состояло 73 неблагополучные семьи, в которых воспитывалось 144 ребенка, в 2009 - 50 семей, имеющих 96 детей, (в 2010 - 34 семьи с 59 детьми, в 2011 - 32 семьи с 56 детьми), то на конец 2012 года их численность сократилась до 27. В данных семьях проживают 40 несовершеннолетних детей.
Главное направление в работе с асоциальной семьей - профилактика раннего семейного неблагополучия. И здесь первостепенную роль играет организация работы с ребенком и его родителями на начальной стадии возникновения семейных проблем. В районе разрабатываются индивидуальные программы реабилитации семей группы риска с участием специалистов органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, педагогов, медицинских и социальных работников, инспекторов ПДН, общественных организаций - женсоветов.
К сожалению, не всегда работа с неблагополучными семьями имеет положительный результат, и тогда дети оказываются в интернатных учреждениях. На территории района в настоящее время один детский дома - Евтинский, где воспитываются 24 ребенка, и сиротская группа из 24 воспитанников в Бачатской специальной коррекционной школе-интернате. Здесь созданы соответствующие санитарным нормам, комфортные условия для проживания, воспитания и развития детей.
В районе успешно развиваются ставшие приоритетными семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из 387 детей данной категории, зарегистрированных в районе, 345 воспитываются в семьях граждан, в том числе 174 находятся под опекой, 142 - в приемных семьях (80 семей). 42 детей проживает в госучреждениях. 29 детей усыновлены.
В районе организована социально ориентированная рекламная кампания по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Информационные материалы регулярно размещаются в средствах массовой информации, на сайтах администрации Беловского муниципального района и интернатных учреждений. Это фото и печатная информация о детях-сиротах.
Для привлечения внимания к вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории района размещены баннеры социальной направленности.
В районе ведется планомерная работа по формированию позитивного восприятия гражданами института приемной семьи.
С этой целью в районной газете "Сельские зори" регулярно публикуются материалы о приемных и опекунских семьях, имеющих положительный опыт в воспитании приемных детей, о приоритетах семейного воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статьи о процедуре усыновления и других формах семейного устройства детей-сирот.
Приемные родители и опекуны приглашаются на районные, школьные, поселковые мероприятия. Они вместе с детьми принимают участие в различных конкурсах, соревнованиях.
В районе организуются встречи приемных родителей с представителями власти, узкими специалистами. В рамках празднования Дня матери проводится торжественный прием женщин, в том числе и приемных матерей. Они отмечаются районными наградами и денежными премиями.
В деле устройства детей-сирот в семьи важна грамотная работа специалистов органов опеки и попечительства с кандидатом в приемные родители. В управлении опеки и попечительства сегодня работают пять квалифицированных специалистов.
С целью предотвращения возвратов приемных детей в госучреждения при управлении опеки и попечительства была создана "Школа приемных родителей".
Важную роль в развитии приемных семей играет и действующая в Кузбассе мощная система мер социальной поддержки семей с детьми. В Беловском муниципальном районе за счет средств местного бюджета также осуществляются меры социальной поддержки данной категории граждан:
- Каждой вновь созданной приемной семье из бюджета района выделяется 5 тысяч рублей и 4 тонны угля.
- Граждане Беловского района, усыновившие (удочерившие) ребенка-сироту, получают из средств местного бюджета единовременную выплату в размере 10 000 рублей на ребенка.
- Плата за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении для опекунов, приемных родителей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения, составляет 50% от установленного размера.
Однако, несмотря на принимаемые меры, еще достаточно высоким остается количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и количество граждан, лишенных родительских прав. Все это обуславливает необходимость создания в районе новой комплексной программы по профилактике социального сиротства и воспитания ответственного родительства. С реализацией новых мероприятий Программы планируется создание условий, способствующих решению проблем социального сиротства, улучшение положения семей, взявших на воспитание детей-сирот, сокращение количества детей, оказавшихся вне семьи на территории Беловского муниципального района.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Цель Программы - своевременное выявление детского неблагополучия, профилактика социального сиротства и воспитание ответственного родительства на территории Беловского муниципального района.
Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач:
1. Активизация общественности муниципального района в профилактике и преодолении социального сиротства.
2. Формирование единого информационного поля о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Создание муниципальной системы реабилитации кризисных семей с координацией деятельности всех межведомственных структур.
4. Внедрение инновационных методов работы с кризисными семьями.
5. Социальная реабилитация семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации посредством культуры, спорта, искусства.
6. Воспитание ответственного родительства.
7. Развитие семейных форм устройства детей.
8. Материальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семей.
Содержание настоящей Программы ориентировано на улучшение положения детей, обеспечение их всестороннего развития, профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми; направленность целей, задач и мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями Программы.
Программа реализуется в один этап с 2013 года по 2015 год. Ежегодно по итогам выполнения мероприятий Программы проводится анализ достигнутых показателей, уточнение целевых индикаторов и затрат по программным мероприятиям.
Целевые индикаторы Программы
№ Наименование Единица Базовое Целевое значение
п/п целевого измерения значение индикатора по
индикатора индикатора годам реализации
Программы
1-й 2-й 3-й
год год год
1. Численность приемных/ единиц 80 82 84 86
опекунских семей 152 157 162 167
2. Количество районных единиц 1 2 3 4
мероприятий,
проводимых для
замещающих семей
3. Доля детей, % от общего 55% 65% 70% 80%
оставшихся без количества
попечения родителей, выявленных детей,
устраиваемых в семьи оставшихся без
граждан попечения
родителей
4. Количество родителей, человек 30 25 20 15
лишенных родительских
прав
5. Доля детей, % от общего 2,0 1,8 1,6 1,4
воспитывающихся в количества детей,
неблагополучных проживающих на
семьях территории
муниципального
района
6. Количество родителей, человек 2 3 4 5
восстановленных в
родительских правах
3. Система программных мероприятий
Программа представляет собой проведение комплексной работы, направленной на привлечение всех слоев общества к проблеме социального сиротства, создание условий и стимулов для решения данной проблемы.
Перечень программных мероприятий
№ Наименование Срок Объем План реализации Ожидаемые
п/п мероприятия реали- финансирования (содержание) результаты
зации тыс. руб. мероприятия
1 2 3 4 5 6
1. Формирование единого информационного поля о семьях и детях, находящихся в трудной
жизненной ситуации
1.1. Обновление 2013 - - Мероприятием Реализация
муниципального банка 2015 предусматривается мероприятий
данных о семьях и ежегодно: позволит
детях, находящихся в - первичное своевременно и
трудной жизненной выявление на раннем сроке
ситуации социального выявлять
неблагополучия в семейное и
семье работниками детское
здравоохранения, неблагополучие
школьных и для принятия
дошкольных превентивных
учреждений, мер, что
социальной защиты, позволит снизить
полиции; уровень детского
- оценка степени неблагополучия
семейного до 1,4% в целом
неблагополучия; по
- постановка муниципальному
семьи на учет району
межведомственного
муниципального
консилиума;
- разработка
межведомственной
карты реабилитации
семьи,
определение сфер
ответственности
1.2. Ежегодный мониторинг 2013 - - Обновление данных
семей с детьми, 2015 о неблагополучных
состоящими на учете в семьях, в разрезе
органах системы поселений
профилактики муниципального
района
2. Создание муниципальной системы реабилитации кризисных семей с координацией
деятельности всех межведомственных структур
2.1. Создание I - Разработка и Создание
межведомственного квартал принятие координационного
муниципального 2013 положения о органа по
консилиума межведомственном профилактике
муниципальном социального
консилиуме, сиротства
утверждение позволит
состава скоординировать
консилиума, деятельность
регламента работы различных
консилиума структур по
работе с
конкретной
кризисной семьей
2.2. Проведение 2013 - - Ежегодное Проведение
межведомственных "Дней 2015 мероприятие, мероприятия
профилактики" проводимое во позволяет
всех поселениях комплексно
района в плановом решать проблему
режиме, включает своевременного
в себя комплекс выявления
профилактических неблагополучных
мероприятий таких семей,
как: "круглые активизации
столы", встречи местной
со школьниками, общественности
совместные рейды
по неблагополучным
семьям,
"родительские
всеобучи" и др.
3. Внедрение инновационных методов работы с кризисными семьями
3.1. Внедрение технологии 2013 - - 1. Прием Уменьшение доли
"работы со случаем" 2015 информации. детей,
2. Расследование. воспитывающихся
3. Признание в
ребенка неблагополучных
нуждающимся в семьях до 1,4%
государственной в целом по
защите. району
4. Открытие
случая.
5. Разработка и
утверждение плана
по защите прав
ребенка.
6. Выполнение
плана по защите
прав ребенка.
7. Мониторинг.
8. Закрытие случая
3.2. Проведение 2013 - - Мероприятия с Подготовка
практикоориентированных 2015 привлечением профессиональных
семинаров для специалистов МКУ кадров для
специалистов, "Социальный приют работы с
работающих с детьми для детей и инновационной
группы риска подростков моделью (10
"Солнышко" и специалистов)
"Надежда",
учреждений
интернатного типа,
подразделения по
делам
несовершеннолетних
МО МВД России
"Беловский" отдел
полиции
"Сельский",
управления
социальной защиты
населения,
управления
образования, ЦРБ,
управление опеки
и попечительства,
КДН и ЗП,
районного
женсовета, совета
ветеранов
3.3. Создание методической 2013 - 15,0 Издание
базы для специалистов, 2015 информационных
внедряющих в т.ч. буклетов,
инновационные методы 2013 - 5,0; бюллетеней,
работы с семьей 2014 - 5,0; сборников
2015 - 5,0 правовых актов на
основе электронных
информационных
систем
Итого по разделу 3 15,0
4. Активизация общественности района в профилактике и преодолении социального сиротства
4.1. Привлечение 2013 - - Мероприятие Активизация
общественности к 2015 подразумевает позиции
участию в "Днях включение в отрицательного
профилактики", качестве отношения
совместных с органами участников рейдов местного
и учреждениями системы депутатов сообщества к
профилактики рейдов по районного Совета любым
неблагополучным семьям народных асоциальным
депутатов, членов проявлениям,
ветеранских снижение уровня
организаций, детского
женсоветов, неблагополучия
уличных комитетов, до 1,4% в целом
членов по
родительской муниципальному
общественности району
4.2. Проведение 2013 - - Проведение
разъяснительной работы 2015 лекториев,
среди населения приемов граждан,
встреч по вопросам
соблюдения ст. 122
Семейного кодекса
РФ, выявления
жестокого
обращения с детьми
4.3. Методическое 2013 - 30,0 Издание и
обеспечение работы 2015 распространение
местной в т.ч. среди населения
общественности, 2013 - 10,0; наглядных и
социально 2014 - 10,0; информационных
ориентированной 2015 - 10,0 материалов,
рекламы баннеров по
вопросам
профилактики
социального
сиротства
Итого по разделу 5 30,0
5. Социальная реабилитация семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
посредством культуры, спорта, искусства
5.1. Работа библиотек с 2013 - - Проведение циклов Реализация
социально 2015 библиотечных мероприятий
неблагополучными занятий с позволит
семьями подростками, снизить
организацию количество
клубной родителей,
деятельности лишенных
родительских
5.2. Организация бесплатных 2013 - - Предоставление прав на 50%, а
занятий в спортивных 2015 бесплатных услуг также снизить
секциях с целью спортивных секций долю детей,
привлечения и кружков, проката воспитывающихся
несовершеннолетних из инвентаря для в
кризисных семей к занятий зимними неблагополучных
регулярным занятиям видами спорта семьях до 1,4%
спортом
5.3. Трудоустройство членов 2013 - - Организация:
кризисных семей 2015 - профессиональной
ориентации
(профессиональное
обучение,
переобучение,
трудоустройство);
- оплачиваемых
общественных
работ;
- временного
трудоустройства
несовершеннолетних
в свободное от
учебы время,
безработных
граждан, в том
числе в возрасте
от 18 до 20 лет
из числа
выпускников
образовательных
учреждений
5.4. Восстановление 2013 - - Создание при
внутрисемейных связей 2015 досуговых и
посредством работы образовательных
клубов молодых семей и учреждениях клубов
клубов родительского молодых семей и
общения клубов
родительского
общения,
проведение
тренингов,
групповых
консультаций,
индивидуальных
занятий с
родителями по
проблемам
воспитания и
обучения детей с
целью оптимизации
детско-
родительских
отношений
5.5. Привлечение детей из 2013 - - Целенаправленное
кризисных семей в 2015 привлечение к
кружковую работу при кружковой работе
образовательных и детей из кризисных
досуговых учреждениях семей, создание
района для них равных
возможностей,
обеспечение
свободного доступа
ко всем проводимым
мероприятиям
5.6. Оказание материальной 2013 - 8790 Приобретение для
помощи семьям, 2015 детей из кризисных
находящимся в социально в т.ч. семей необходимых
опасном положении с 2013 - 2930,0; предметов одежды
целью сохранения 2014 - 2930,0; и обуви,
биологической семьи 2015 - 2930,0 гигиенических
ребенку, акция "Помоги (средства ОБ средств, предметов
собраться в школу" 940 т. р. в первой
год, средства необходимости,
МБ 1100 т. р., канцелярских
внебюджетные товаров, мягкого
средства и спортивного
800 т. р. в год инвентаря,
за счет МЦП оказание иных мер
"Профилактика социальной
безнадзорности" поддержки на
основании
рекомендаций
межведомственного
консилиума
6. Развитие семейных форм устройства детей
6.1. Проведение 2013 - 60,0 - Организация Увеличение
информационной компании 2015 конкурса приемных численности
"Дети должны жить в в т.ч. семей; приемных семей
своей семье" 2013 - 20,0; - изготовление и до 86 семей,
2014 - 20,0; размещение увеличение
2015 - 20,0 социальной детей,
рекламы по оставшихся без
проблемам попечения
социального родителей,
сиротства в СМИ и устраиваемых в
на баннерах; семьи граждан
- подготовка
серии газетных
публикаций на
темы: "Горе чужим
не бывает" об
ответственном
поведении граждан,
сообщающих о
случаях жестоко
обращения с детьми
в проблемных
семьях, "Пусть
мама услышит ..."
о детях,
оставшихся без
попечения
родителей,
"Теплый дом" о
замещающих семьях,
положительном
опыте воспитания
приемных детей и
др.;
- освещение в СМИ
мероприятий,
проводимых с
участием
замещающих семей,
различных
профилактических
мероприятий;
- издание и
распространение
буклетов, плакатов
по вопросам
семейного
устройства детей
6.2. Создание ассоциации 2013 - - Объединение усилий Увеличение
приемных родителей 2015 заинтересованных численности
лиц для защиты приемных семей
интересов приемных до 86 семей,
семей, создания увеличение
благоприятных детей,
условий оставшихся без
взаимодействия попечения
структур всех родителей,
уровней по вопросу устраиваемых в
семейного семьи граждан,
устройства детей- повышения
сирот качества жизни
семей данной
категории
6.3. Проведение общерайонных 2013 - 90,0 Организация и Увеличение
мероприятий для 2015 проведение для количества
замещающих семей в т.ч. замещающих семей: районных
2013 - 30,0; "Дня семьи", "Дня мероприятий,
2014 - 30,0; защиты детей", проводимых для
2015 - 30,0 "Дня матери" и др. замещающих
семей до 4 в год
6.4. Медико-психолого- 2013 - - Мероприятие будет Увеличение
педагогическое 2015 осуществляться численности
сопровождение специалистами приемных семей
замещающих семей управления опеки до 86 семей,
и попечительства увеличение
совместно со детей,
специалистами оставшихся без
центра психолого- попечения
медико-социального родителей,
сопровождения, устраиваемых в
специалистами семьи граждан
учреждений
интернатного типа
и ЦРБ, в
соответствии с
планом работы
Итого по разделу 6 150,0
7. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, приемных семей
7.1. Выплата единовременного 2013 - 1722,0 Мероприятием (35 семей x
пособия семье в размере 2015 предусматривается 10 т. р. = 350
10 тысяч рублей на в т.ч. доставка т. р.;
каждого устроенного в 2013 - 574,0; бесплатного угля, 35 семей x 4 т.
семью ребенка и 4 тонны 2014 - 574,0; выплата денежного x 1,6 т. р. =
угля, в том числе и 2015 - 574,0 пособия 224 т. р.)
опекаемым семьям
7.2. Ежемесячная 2013 - 367,2 17 детей x 1200
компенсационная 2015 x 50% x 12 мес.
выплата в размере 50% в т.ч. = 122,4
в месяц от платы за 2013 - 123,0;
содержание детей в 2014 - 123,0;
дошкольном 2014 - 121,2
образовательном
учреждении для
опекунов, приемных
родителей,
воспитывающих детей,
оставшихся без
попечения родителей
7.3. Выплата единовременного 2013 - 240,0 8 сирот x 10,0
пособия в размере 10 2015 т. р. = 80 т. р.
тысяч рублей на каждого в т.ч.
усыновленного ребенка- 2013 - 80,0;
сироту 2014 - 80,0;
2015 - 80,0
7.4. Выделение вновь 2013 - 900,0 Мероприятием
созданным приемным 2015 предусматривается
семьям, взявшим сразу в т.ч. выделение грантов
троих и более приемных 2013 - 300,0; на создание,
детей, денежные 2014 - 300,0; развитие
средства на организацию 2015 - 300,0 подсобного
фермерских хозяйств хозяйства
7.5. Доплата в размере 25 2013 - 3366,0 Мероприятием 220 детей x 204
рублей в месяц на 2015 предусматривается дня x 25 руб. =
питание детей, в т.ч. выплата денежного 1122,0 т. р.
обучающихся 1 - 11 2013 - 1122,0; пособия
классов из приемных и 2014 - 1122,0;
опекунских семей 2015 - 1122,0
7.6. Ежегодное вручение 120,0 Мероприятием 4 гранта x 10 т.
грантов администрации предусматривается р. = 40 т. р.
Беловского района в в т.ч. ежегодная выплата
номинациях: "Самая 2013 - 40,0; грантов (денежная
спортивная семья", 2014 - 40,0; премия)
"Самая творческая 2015 - 40,0
семья", "Самая крепкая
и дружная семья",
"Самая молодая семья с
детьми"
7.7. Ежегодное вручение 2013 - 120,0 Мероприятием 4 гранта (2
грантов администрации 2015 предусматривается приюта, детский
Беловского района в т.ч. ежегодная выплата дом, управление
руководителям детских 2013 - 40,0; грантов (денежная опеки) x 10 т.
домов "За высокие 2014 - 40,0; премия) р. = 40 т. р.
показатели в устройстве 2015 - 40,0
в семьи детей-сирот"
7.8. Выплата ежемесячной 2013 - 1050,0 10 сотрудников x
доплаты в размере 2015 11 мес. x 3 т.
3 т. р. сотрудникам в т.ч. р. = 330 т. р.
управления опеки и 2013 - 330,0; 2014 - 2015:
попечительства в целях 2014 - 360,0; 10 сотрудников x
стимулирования их 2015 - 360,0 12 мес. x 3 т.
деятельности р. = 360 т. р.
7.9. Обеспечение 2013 - 1539,0 Средства
бесплатными путевками 2015 муниципальной
в оздоровительные в т.ч. целевой программы
лагеря детей из 2013 - 513,0; "Организация
приемных и опекунских 2014 - 513,0; летнего отдыха,
семей, включая родных 2015 - 513,0 оздоровления и
занятости детей,
подростков и
молодежи
Беловского района"
Итого по разделу 7 7885,2
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджета Беловского муниципального района. Общие затраты на реализацию Программы составляют 7030,2 тыс. рублей.
Распределение финансовых средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, по источникам финансирования и статьям затрат приведено в таблице.
В реализации Программы будут использованы спортивные объекты района, объекты культуры.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы
№ Наименование Объемы и источники финансирования, Целевой
п/п мероприятия тыс. рублей показатель
(индикатор)
Всего феде- област- муници- другие
ральный ной пальный источ-
бюджет бюджет бюджет ники
1. Создание 15,0 15,0 Доля детей,
методической воспитывающихся
базы для в
специалистов, неблагополучных
внедряющих семьях
инновационные
методы работы
с семьей
1 год 5,0 5,0 1,8%
2 год 5,0 5,0 1,6%
3 год 5,0 5,0 1,4%
2. Методическое 30,0 30,0 Доля детей,
обеспечение воспитывающихся
работы местной в
общественности, неблагополучных
социально семьях
ориентированной
рекламы
1 год 10,0 10,0 1,8%
2 год 10,0 10,0 1,6%
3 год 10,0 10,0 1,4%
3. Проведение 60,0 60,0 Доля детей,
информационной воспитывающихся
компании "Дети в
должны жить в неблагополучных
своей семье" семьях
1 год 20,0 20,0 1,8%
2 год 20,0 20,0 1,6%
3 год 20,0 20,0 1,4%
4. Проведение 90,0 90,0 Количество
общерайонных районных
мероприятий для мероприятий
замещающих проводимых для
семей замещающих
семей
1 год 30,0 30,0 2
2 год 30,0 30,0 3
3 год 30,0 30,0 4
7. Выплата 1722,0 1722,0 Численность
единовременного приемных/
пособия семье в опекунских
размере 10 семей
тысяч рублей
на каждого
устроенного в
семью ребенка и
4 тонны угля,
в том числе и
опекаемым
семьям
1 год 574,0 574,0 82
2 год 574,0 574,0 84
3 год 574,0 574,0 86
8. Ежемесячная 367,2 367,2 Доля детей,
компенсационная оставшихся без
выплата в попечения
размере 50% в родителей,
месяц от платы устраиваемых в
за содержание семьи граждан
детей в
дошкольном
образовательном
учреждении
для опекунов,
приемных
родителей,
воспитывающих
детей,
оставшихся без
попечения
родителей
1 год 123,0 123,0 65%
2 год 123,0 123,0 70%
3 год 121,2 121,2 80%
9. Выплата 240,0 240,0 Доля детей,
единовременного оставшихся без
пособия в попечения
размере 10 родителей,
тысяч рублей устраиваемых в
на каждого семьи граждан
усыновленного
ребенка-сироту
1 год 80,0 80,0 65%
2 год 80,0 80,0 70%
3 год 80,0 80,0 80%
10. Выделение вновь 900,0 900,0 Численность
созданным приемных/
приемным опекунских
семьям, взявшим семей
сразу троих и
более приемных
детей, денежные
средства на
организацию
фермерских
хозяйств
1 год 300,0 300,0 82
2 год 300,0 300,0 84
3 год 300,0 300,0 86
11. Доплата в 3366,0 3366,0 Численность
размере 25 приемных/
рублей в месяц опекунских
на питание семей
детей,
обучающихся
1 - 11 классов
из приемных и
опекунских
семей
1 год 1122,0 1122,0 82
2 год 1122,0 1122,0 84
3 год 1122,0 1122,0 86
12. Ежегодное 120,0 120,0 Количество
вручение районных
грантов мероприятий
администрации проводимых для
Беловского замещающих
района в семей
номинациях:
"Самая
спортивная
семья", "Самая
творческая
семья", "Самая
крепкая и
дружная семья",
"Самая молодая
семья с детьми"
1 год 40,0 40,0 2
2 год 40,0 40,0 3
3 год 40,0 40,0 4
13. Ежегодное 120,0 120,0 Доля детей,
вручение оставшихся без
грантов попечения
администрации родителей,
Беловского устраиваемых в
района семьи граждан
руководителям
детских домов
"За высокие
показатели в
устройстве в
семьи детей-
сирот"
1 год 40,0 40,0 65%
2 год 40,0 40,0 70%
3 год 40,0 40,0 80%
14. Выплата 1050,0 Доля детей,
ежемесячной оставшихся без
доплаты в попечения
размере 3 т. р. родителей,
сотрудникам устраиваемых в
управления семьи граждан
опеки и
попечительства
в целях
стимулирования
их деятельности
1 год 330,0 330,0 65%
2 год 360,0 360,0 70%
3 год 360,0 360,0 80%
Структура финансирования Программы
№ Источники и Единица Всего 2013 2014 2015
п/п направления расходов измерения год год год
1. Объем финансирования, тыс. рублей 8080,2 2674,0 2704,0 2702,2
всего
в том числе:
1.1. федеральный бюджет тыс. рублей - - - -
1.2. областной бюджет тыс. рублей - - - -
1.3. бюджет муниципального тыс. рублей 8080,2 2674,0 2704,0 2702,2
района
1.4. внебюджетные источники тыс. рублей - - - -
5. Механизм реализации Программы
Программа является механизмом скоординированных действий всех заинтересованных субъектов по реализации муниципальной целевой программы по профилактике социального сиротства и воспитанию ответственного родительства "Семейный очаг" на 2013 - 2015 годы.
Программа предполагает мероприятия, носящие комплексный характер в вопросах реализации проблем по следующим направлениям:
1. Формирование единого информационного поля о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Создание муниципальной системы реабилитации кризисных семей с координацией деятельности всех межведомственных структур.
3. Внедрение инновационных методов работы с кризисными семьями.
4. Активизация общественности муниципального района в профилактике и преодолении социального сиротства.
5. Социальная реабилитация семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации посредством культуры, спорта, искусства.
6. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семей.
Программа реализуется управлением опеки попечительства администрации Беловского муниципального района, управлением образования администрации Беловского муниципального района, управлением культуры администрации Беловского муниципального района.
Целевые группы: несовершеннолетние; молодежь, не состоящая в браке; замещающие семьи; семьи в трудной жизненной ситуации.
Основные функции: просвещение; информационно-консультационная и материальная поддержка; оказание социальных услуг по преодолению трудных жизненных ситуаций.
Основные субъекты: социальные стандарты; информационные, образовательные и PR-программы.
6. Организация управления Программой
и контроль над ее исполнением
Комплексное управление реализацией Программы осуществляет координатор Программы - первый заместитель главы Беловского муниципального района, курирующий социальный блок, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Координатор в рамках своей компетенции:
- определяет наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации Программы;
- проводит согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
- осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет отчеты о реализации Программы, эффективности использования бюджетных средств;
- организует внедрение и обеспечение использования информационных технологий в целях управления реализацией Программы;
- координирует разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации Программы;
- вносит в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой Программы.
Управление реализацией конкретных мероприятий Программы осуществляет исполнитель Программы - управление опеки и попечительства Беловского муниципального района, который в рамках своей компетенции:
- определяет наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации мероприятий Программы;
- координируют работу соисполнителей программных мероприятий;
- осуществляют сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
- проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливают и в установленном порядке представляют отчеты о реализации программных мероприятий, эффективности использования бюджетных средств.
Исполнитель Программы в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и по итогам года - до 20 января года, следующего за отчетным, направляет в отдел экономического анализа и прогнозирования развития территории администрации Беловского муниципального района отчет о реализации муниципальной целевой программы по профилактике социального сиротства и воспитанию ответственного родительства "Семейный очаг" на 2013 - 2015 годы на бумажном носителе и в электронном виде.
По истечении срока реализации Программы муниципальный заказчик - координатор Программы подготавливает и в срок до 20 января последнего года ее реализации представляет доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Главным критерием реализации Программы является максимальная открытость процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в ней вопросам при широком их обсуждении с участием общественности.
7. Оценка эффективности реализации Программы
В ходе достижения цели Программы - своевременное выявление детского неблагополучия, профилактика социального сиротства и воспитание ответственного родительства на территории Беловского муниципального района, предусматривается решение следующих задач:
- активизация общественности муниципального района в профилактике и преодолении социального сиротства;
- формирование единого информационного поля о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- создание муниципальной системы реабилитации кризисных семей с координацией деятельности всех межведомственных структур;
- внедрение инновационных методов работы с кризисными семьями;
- социальная реабилитация семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации посредством культуры, спорта, искусства;
- развитие семейных форм устройства детей.
Решение задач будет осуществляться через реализацию мероприятий, указанных в разделе 3 Программы. Основной эффект от реализации программных мероприятий будет достигнут к концу 2015 года по окончании реализации мероприятий Программы.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- снизить уровень детского неблагополучия по району до 1,4%;
- увеличить количество приемных семей до 86;
- увеличить число детей, оставшихся без попечения родителей, устраиваемых в семьи граждан до 65% от общего числа выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей;
- снизить количество родителей лишенных родительских прав на 50%;
- увеличить количество районных мероприятий для замещающих семей до 4 в год.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежеквартально на основании значений целевых индикаторов и показателей Программы, что обеспечит мониторинг динамики их изменения за оцениваемый период с целью оценки степени эффективности реализации мероприятий Программы.
Оценка эффективности реализации Программы по каждому целевому индикатору и показателю Программы осуществляется путем сравнения достигнутого значения целевого индикатора с его планируемым значением и определяется по следующей форме:
Эп = Иф x 100% / Иц,
где:
Эп - эффективность реализации Программы по данному целевому индикатору;
Иф - фактическое значение достигнутого целевого индикатора;
Иц - нормативное значение целевого индикатора.
Результативность мероприятий Программы определяется исходя из оценки эффективности реализации Программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов целям и задачам Программы, а также косвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию в Беловском муниципальном районе.
------------------------------------------------------------------