По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.01.2013 по делу N А27-20038/2012 <О прекращении производства по делу о признании недействующими Закона Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-ОЗ "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению" и распоряжения Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 N 58-р "Об утверждении положения о порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2013 г. по делу № А27-20038/2012

Резолютивная часть определения объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст определения изготовлен 22 января 2013 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Обуховой Г.П., судей Власова В.В., Смычковой Ж.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Металлэнергофинанс", г. Новокузнецк, ОГРН 1024201465903, ИНН 4217039402
к Совету народных депутатов Кемеровской области, г. Кемерово
к Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
с участием прокуратуры Кемеровской области
о признании недействующими нормативных правовых актов
при участии: представителя заявителя - В. (доверенность от 01.01.2012 г., паспорт); представителя Совета народных депутатов КО - Г. (доверенность от 15.04.2010 г., служебное удостоверение); представителя Администрации КО - С. (доверенность от 04.10.2012 г., служебное удостоверение) представителя прокуратуры Кемеровской области - заместителя начальника отдела Ш. (служебное удостоверение)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Металлэнергофинанс" (далее - ООО "Металлэнергофинанс", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими Закон Кемеровской области от 09.12.1999 г. № 78-ОЗ "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению" и Распоряжение Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 г. № 58-р "Об утверждении Положения о порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области".
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечена прокуратура Кемеровской области.
В обоснование заявленного требования заявитель и его представитель ссылаются на то, что оспариваемые нормативные правовые акты были разработаны и приняты в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении", который предоставлял органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия устанавливать источники финансирования программ в области энергосбережения, устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также определять порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов, однако, данный закон утратил силу с 26.11.2009 г., а Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" такие полномочия уже не предоставлены. По мнению заявителя, оспариваемые Закон Кемеровской области № 78-ФЗ и Распоряжение Администрации Кемеровской области № 58-р стали не соответствовать Федеральному закону от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ с момента вступления его в законную силу, но продолжали действовать, чем нарушали права и законные интересы общества, возлагая на него дополнительные обязательства, не предусмотренные федеральным законодательством.
Представитель Совета народных депутатов Кемеровской области (далее - Совет, СНД КО) с требованием не согласился, полагает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как Закон Кемеровской области от 09.12.1999 г. № 78-ОЗ утратил силу на основании статьи 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2010 г. № 152-ОЗ с 09.01.2011 г. Так как Закон уже не действует, он не может быть признан недействующим.
Представитель Администрации Кемеровской области (далее - администрация) с требованием также не согласился, просит прекратить производство по настоящему делу, так как оспариваемое распоряжение признано утратившим силу Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.03.2011 г. № 99 с 19.03.2011 г., то есть нормативные правовые акты, обжалуемые заявителем, признаны утратившими силу задолго до его обращения в арбитражный суд, соответственно, нельзя признать недействующим то, что уже давно не действует. Также ссылается на то, что заявитель не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми законом и распоряжением.
Также ссылается на то, что Закон и Распоряжение не относятся к тем нормативным правовым актам, которые могут быть оспорены в арбитражный суд в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату обращения в арбитражный суд.
Представитель заявителя возразил, ссылаясь на то, что в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 19.01.2010 г. противоречащим закону может быть признан и такой нормативный акт, который к моменту рассмотрения судом дела о его оспаривании уже утратил свою силу, что в настоящее время ГБУ Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании 391680 руб. 07 коп. отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения за период с 01.10.2010 по 31.12.2010, что свидетельствует о нарушении прав общества оспариваемыми актами.
Заместитель начальника отдела прокуратуры Кемеровской области Ш. также полагает настоящее дело не подлежащим рассмотрению в арбитражному суде, а также ссылается на то, что заявителем неверно выбран способ защиты своего права.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд признал настоящее дело подлежащим прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Дело не может быть рассмотрено в арбитражном суде в силу отсутствие предмета требований.
Заявитель по настоящему делу оспаривает Закон Кемеровской области от 24.11.1999 г. № 78-ФЗ "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению", а также Распоряжение Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 г. № 58-р "Об утверждении Положения о порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области".
Судом установлено, и не оспаривается заявителем, что оспариваемый Закон признан утратившим силу с 09.01.2011 г., а Распоряжение признано утратившим силу с 19.03.2011 г., таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты утратили силу более чем за полтора года до обращения заявителя в арбитражный суд.
Однако, исходя из правовой позиции, сформированной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.07.2006 г. № 182-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 5695/10, сам факт утраты оспариваемыми нормативными правовыми актами силы до обращения заявителя в арбитражный суд не предполагает отказ в судебной защите и прекращение производство по делу только по основанию утраты таким актом своей силы, поскольку утратившим свою силу нормативным правовым актом в период его действия могли быть нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанной правовой позиции суд исследует вопрос о том, нарушали ли оспариваемые Закон Кемеровской области и Распоряжение Администрации Кемеровской области права и законные интересы ООО "Металлэнергофинанс".
Суд, оценив материалы дела, находит, что заявителем не представлено доказательств того, каким образом оспариваемые Закон Кемеровской области и Распоряжение Администрации Кемеровской области нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности или создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом не приняты доводы заявителя о том, что оспариваемые акты продолжали действовать после вступления в действие Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, тогда как указанный Закон в отличие от ранее действующего Федерального закона от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении" не предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по непосредственному финансовому регулированию, формированию и распределению целевых средств, и, следовательно, в период своего действия незаконно возлагали на общество дополнительные обязательства по перечислению отчислений на формирование целевых средств, как необоснованные.
Статьей 13 Федерального закона от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении" было установлено, что финансирование федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения осуществляется на счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 14 Федерального закона № 28-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 утверждены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В пункте 1 данного постановления установлено: эти программы должны содержать перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), согласно приложению № 2.
Таким образом, Федеральным законом № 261-ФЗ также предусматривается возможность финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности из внебюджетных источников, и полномочиями по определению таких источников статьей 7 Федерального закона № 261-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации", наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Кемеровской области от 09.12.1999 г. № 78-ОЗ "О формировании целевых средств для реализации региональной программы по энергосбережению" установлено, что источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов, утверждаемых энергоснабжающим и сетевым организациям на электрическую и (или) тепловую энергию, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
Распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 г. № 58-р, действовавшим до 19 марта 2011 г., было утверждено Положение о порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области (далее - Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения источниками финансирования программы и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области являются, в частности целевые средства, включаемые в структуру регулируемых тарифов.
Целевые средства, включаемые в структуру регулируемых тарифов, формируются за счет отчислений, включаемых в структуру регулируемых тарифов (цены, платы за услуги, надбавки) на электрическую и (или) тепловую энергию энергоснабжающих организаций и перечисляемых на отдельный банковский счет.
Размер отчислений, включаемых в структуру регулируемых тарифов на электрическую и (или) тепловую энергию, составляет один процент от необходимой валовой выручки энергоснабжающих организаций.
Энергоснабжающие организации ежемесячно письменно отчитываются перед ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту. Перечисление целевых средств на отдельный банковский счет производится ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (пункт 2.2 Положения).
Таким образом, оспариваемые акты в период своего действия не противоречили действующему законодательству, в том числе, как Федеральному закону № 28-ФЗ (данный факт установлен Верховным Судом Российской Федерации в определении от 27.04.2001 г. по делу № 81-ГО1-03), так и Федеральному закону № 261-ФЗ.
Нормативные правовые акты, соответствующие действующему законодательству, не могут нарушать права и законные интересы заявителя.
Судом отклонены как необоснованные и доводы заявителя о том, что на основании оспариваемых нормативных правовых актов к обществу с иском о взыскании отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. обратилось ГБУ Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения".
Обращение с иском о взыскании отчислений само по себе не свидетельствует о несоответствии нормативных правовых актов действующему законодательству и нарушении ими прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, как уже указывалось судом выше, отчисления на финансирование региональных программ подлежали включению в структуру регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию. Включение отчислений в виде 1% в тариф свидетельствует о том, что данные отчисления являются денежными средствами, полученными организацией, оказывающих соответствующие услуги на рынке электрической и тепловой энергии, от потребителей в составе платы на электрическую энергию.
Однако, обстоятельства, касающиеся наличия соответствующей программы энергосбережения, соблюдения порядка формирования целевых средств на осуществления программ энергосбережения, были ли отчисления включены в тариф на энергию, отпускаемую ООО "Металлэнергофинанс", на конкретный период, не относятся к рассматриваемому предмету требований, а могут быть рассмотрены в исковом производстве.
Соответственно, заявитель не лишен права доказывания в исковом производстве отсутствия у него обязанности перечислять денежные средства в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения.
Поскольку Закон Кемеровской области от 09.12.1999 г. № 78-ОЗ прекратил свое действие с 09.01.2011 г., а Распоряжение Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 г. № 58-р утратило силу с 19.03.2011 г., то есть задолго до обращения заявителя в арбитражный суд, и указанные нормативные правовые акты не нарушают прав и законных интересов заявителя, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд соглашается также с доводами представителя Администрации Кемеровской области о том, что на момент обращения заявителя в Арбитражный суд (14.11.2012 г.) рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, принятых в сфере реализации программ энергосбережения, определения источников финансирования таких программ пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не было отнесено к полномочиям арбитражного суда.
Учитывая, что производство по делу прекращено в связи с тем, что данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, уплаченная при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 194, 184, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Производство по настоящему делу прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Металлэнергофинанс" (г. Новокузнецк, ОГРН 1024201465903, ИНН 4217039402) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Справку на возврат госпошлины выдать после вступления определения в законную силу.
Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Г.П.ОБУХОВА

Судьи
В.В.ВЛАСОВ
Ж.Г.СМЫЧКОВА


------------------------------------------------------------------