По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2013 по делу N А27-17762/2012 <Об отказе в удовлетворении требования о признании недействующим подпункта 5.9 приложения N 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. по делу № А27-17762/2012

Резолютивная часть решения оглашена 01 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 08 октября 2013 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Гуль Т.И. и судей Ходяковой О.С., Аникиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тибет СВ", г. Кемерово и открытого акционерного общества "КАМАЗ", г. Набережные Челны к Коллегии Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
к Комитету по управления государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово
при участии в деле прокурора в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
о признании недействующим подпункта 5.9 приложения № 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 № 62,
при участии:
прокурора Штрауба А.Я., заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Кемеровской области
от заявителя: З., представителя, доверенность от 16.07.12; Е., представителя, доверенность от 01.07.2013; Ш. - представителя, доверенность 22.04.2013
от Коллегии Администрации Кемеровской области: Ж., главного консультанта, доверенность от 07.05.2013
от Комитета: Р. - начальника правового отдела, доверенность от 21.01.2013

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Тибет СВ" (далее по тексту - общество, заявитель) 26.09.2012 г. обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании подпункта 5.9 приложения № 1 к Порядку определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Кемерово, утвержденному постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.02.2008 г. № 62 (далее по тексту - Постановление № 62), не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее по тексту - постановление № 582) в части, касающейся принципа экономической обоснованности.
В подпункте 5.9 приложения № 1 Постановления № 62 установлен процент к кадастровой стоимости земельного участка, учитывающий вид его использования под станции технического обслуживания, автомобильные мойки и иные объекты, предназначенные для оказания услуг по ремонту, обслуживанию и техническому содержанию автотранспортных средств, равный 4,02.
Согласно постановлению № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к который отнесен такой земельный участок и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. № 697).
Общество в целях осуществления предпринимательской деятельности заключило с комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее по тексту - Комитет) договор аренды № 8-04-Н/08 от 15.04.2008 г. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101056:0223 для размещения автомойки на пять постов с сервисным обслуживанием. С 17.11.2010 г. договор аренды расторгнут; земельный участок возвращен арендодателю 21.05.2012 г.
В расчете арендной платы за земельный участок арендодатель применял коэффициент вида разрешенного использования, утвержденный Постановлением № 62 в размере 4,02% от кадастровой стоимости.
Заявитель указывает, что названный нормативный правовой акт не содержит экономического обоснования определения размера коэффициента вида разрешенного использования, кроме того считает необоснованным применение этого коэффициента при определении размера арендной платы, имея в виду, что вид разрешенного использования как фактор стоимости ранее был учтен при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка.
16.04.2013 г. с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области обратилось открытое акционерное общество "КАМАЗ" (далее по тексту - ОАО "КАМАЗ"), в котором просит признать недействующим Постановление № 62 также в части определения размера коэффициента вида разрешенного использования равного 4,02% по тем же основаниям, что и заявитель ООО "Тибет СВ". Возбуждено производство по делу № А27-4993/2013.
По утверждению ОАО "КАМАЗ", спорный коэффициент был применен Комитетом при расчете суммы неосновательного сбережения, взысканной с общества в связи с использованием земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:886 для размещения автосервисного центра.
Определением суда от 01.07.2013 г. с учетом положений статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были объединены в одно производство дела № А27-17762/2012 и № А27-4993/2013 с присвоением номера А27-17762/2012.
Орган, принявший постановление в оспариваемой части, требования заявителей не признал; считает, что нормативный правовой акт принят уполномоченным государственным органом, опубликован в установленном законом порядке (газета "Кузбасс" от 12.03.2008 г.), не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителей, в том числе отмечает, что на момент рассмотрения дела ОАО "КАМАЗ" использует земельный участок под автосервисный центр без установленных законом или договором оснований.
При этом указывает, что размер спорного коэффициента определен с учетом экономического обоснования, подготовленного Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее по тексту - Комитет).
Последнее обстоятельство послужило основанием для участия Комитета в деле в качестве заинтересованного лица.
Поддерживая доводы Коллегии Администрации Кемеровской области (далее по тексту - Коллегия) об экономической обоснованности спорного коэффициента, Комитет представил в материалы дела пояснительную записку и.о. начальника отдела аренды и контрольно-ревизионных проверок В.; а также приложения к ней в виде сравнительных таблиц и копии отчета, составленного обществом с ограниченной ответственностью "Геокад плюс".
Из пояснительной записки следует, что при разработке проекта оспариваемого постановления была изучена работа по вопросу "Определение размеров арендной платы за землю с учетом кадастровой стоимости", выполненная ООО "Геокад плюс" в 2003 г. В результате этого исследования были определены проценты от кадастровой стоимости земель по каждому виду деятельности. Для земельных участков под сервисными центрами, шиномонтажными мастерскими, автомойками, автомастерскими, станциями технического обслуживания ООО "Геокад плюс" был определен процент к кадастровой стоимости земельного участка в размере 6,7%.
Поскольку указанный процент был определен в 2003 г., для обоснования возможности его применения в 2008 г. был проведен анализ двух показателей -сложившихся арендных ставок на рынке коммерческой недвижимости, в том числе используемой для размещения СТО и автомоек, и доходности автосервисных предприятий.
В результате проведенного анализа был сделан вывод о том, что применение процентной ставки к кадастровой стоимости в размере 6,7% приведет к ухудшению положения арендаторов; возможно к уменьшению их количества и, следовательно, к снижению поступления арендных платежей.
В связи с чем было предложено уменьшить процентную ставку, установленную отчетом ООО "Геокад плюс", на 40% (6,7% x 40% = 2,68%) и, соответственно, определить к применению коэффициент в размере 4,02% (6,7% - 2,68% = 4,02%).
Заявитель, ставя по сомнение возможность использования результатов работ, проведенных ООО "Геокад плюс" в 2003 г., считает, что представленное Комитетом экономическое обоснование не подтверждает определение размера спорного коэффициента на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
В связи с чем в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайствовал о передаче представленного Комитетом экономического обоснования спорного коэффициента на экспертизу.
Коллегия и Комитет ходатайство о проведении экспертизы поддержали. Определением суда от 19.03.2013 г. ходатайство удовлетворено, производство экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Информационно-Аналитическое Бюро" (630099, <...>), эксперту - Г.Д.
На разрешение эксперта был передан следующий вопрос:
Соответствует ли принципу экономической обоснованности коэффициент к кадастровой стоимости земельных участков г. Кемерово под станциями технического обслуживания и иными объектами, предназначенными для оказания услуг по ремонту, обслуживанию и техническому содержанию автотранспортных средств, определенный в размере 4,02% на основании результатов работ, проведенных ООО "Геокад плюс", а также исследований, проведенных Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области, в частности, учитывался ли при этом многофакторный анализ доходности земельных участков и допустимо ли было использование в исследованиях 2007 г. показатель коэффициента (6,7%), определенный по состоянию на 2003 г.; и, соответственно, в отношении иных результатов государственной кадастровой оценки земель.
21.05.2013 г. в материалы дела от эксперта поступило заключение, из которого следует, что спорный коэффициент соответствует принципу экономической обоснованности.
В судебном заседании 02.08.2013 г. участвующая по ходатайству заявителей эксперт Г.Д. дала пояснения по заключению.
В этом же судебном заседании представитель ООО "Тибет СВ" Е. с учетом полномочий, предоставленных по доверенности от 01.07.2013 г., сделала заявление об отказе от требования.
Отказ от требования судом принят как не противоречащий закону и не нарушающий права и законные интересы третьих лиц, что является основанием для прекращения производства по заявлению ООО "Тибет СВ".
Представители ОАО "КАМАЗ" на требовании настаивают, считая заключение эксперта не полным и не обоснованным, просят назначить повторную экспертизу и поручить ее проведение другому специалисту-оценщику - Б., являющемуся директором общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт ресурсы развития" или специалисту-оценщику общества с ограниченной ответственностью "Губернские оценщики" Н.
Коллегия и Комитет, возражая против назначения повторной экспертизы; считают, что заключение эксперта Г.Д. не содержит каких либо противоречий и не вызывает сомнений в обоснованности сделанных выводов с учетом отсутствия единой методики для определения коэффициентов кадастровой стоимости при расчете арендной платы за использование земельных участков.
Прокурор, участвующий в деле в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает ходатайство не основанным на законе, а требование - не подлежащим удовлетворению.
По результатам рассмотрения ходатайства суд не усматривает оснований для проведения повторной экспертизы.
Согласно части 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Сомнения в обоснованности заключения у заявителя возникли в связи с тем, что эксперт ссылается в нем только на законодательство и судебную практику, но не ссылается на использование какой-либо научно-исследовательской литературы и применение в исследованиях соответствующих методов и подходов.
Вместе с тем единая методика определения коэффициента и ставок арендной платы отсутствует.
С учетом изложенного, доводы заявителя о необходимости проведения повторной экспертизы судом не приняты во внимание.
Изучив письменные материалы и обстоятельства дела, выслушав пояснения представителей сторон, эксперта, заключение прокурора суд приходит к выводу, что заявление ОАО "КАМАЗ" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление № 62 в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена; оно опубликовано в газете "Кузбасс" 12.03.2008 г.; вступило в законную силу со дня его опубликования.
Из изложенного следует, что нормативный акт, отдельное положение которого оспорено, принят уполномоченным органом с соблюдением требований к форме акта, порядку принятия и введения в действие.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Постановлением № 62 установлен порядок определения размера арендной платы, согласно которому базовый размер арендной платы определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости по конкретному виду деятельности, осуществляемому на территории города Кемерово.
При разработке порядка использованы результаты работ, выполненные в 2003 году ООО "Геокад плюс" по договору с комитетом по управлению муниципальным имуществом города Кемерово.
Названные работы заключались в анализе применения результатов государственной кадастровой оценки земель города Кемерово для установления ставок арендных платежей с учетом сложившейся практики установления арендных платежей предыдущих лет.
При выполнении работ использовались значения кадастровой стоимости земли в рублях за квадратный метр по 211 кадастровым кварталам и 14 основным видам функционального использования.
С учетом дополнительно проведенных Комитетом исследований был определен оспариваемый размер процента к кадастровой стоимости на 2008 г.
Их заключения эксперта Г.Д. следует, что коэффициент к кадастровой стоимости для земельных участков города Кемерово под станциями технического обслуживания и иными объектами, предназначенными для оказания услуг по ремонту, обслуживанию и техническому содержанию автотранспортных средств, определенный в размере 4,02% на основании результатов работ, проведенных ООО "Геокад плюс", а также исследований, проведенных Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области основан на анализе и оценке экономических факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Многофакторный анализ доходности земельных участков имеет место, использование показателя коэффициента (6,7%) определенного по состоянию на 2003 г в отношении иных результатов государственной кадастровой оценки земель допустимо в силу того что коэффициент является величиной относительной (выражен в процентах а не абсолютных единицах). Изменение стоимости участков после 2003 года учтено путем применения обновленных результатов кадастровой оценки земель, изменение доходности участков учитывается актуализацией коэффициента.
Коэффициент к кадастровой стоимости для земельных участков города Кемерово под станциями технического обслуживания и иными объектами, предназначенными для оказания услуг по ремонту, обслуживанию и техническом содержанию автотранспортных средств, определенный в размере 4,02%, соответствует принципу экономической обоснованности.
Таким образом положение подпункта 5.9 не противоречит постановлению № 582 в части соблюдения принципа экономической обоснованности.
Доводы коллегии о том, что нормативный акт в оспариваемой части не затрагивает интересы ОАС "КАМАЗ" судом приняты во внимание с учетом того, что договорные отношения между заявителем и Комитетом отсутствуют, в расчет суммы неосновательного сбережения, взысканной с него постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А65-28978/2012 спорный коэффициент не был применен. Суд согласился с расчетом, в котором общество применило коэффициент = 2%.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом в удовлетворении заявленного требования, судебные издержки общества по делу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 150, 167 - 170, 195, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать подпункт 5.9 приложения № 1 к Порядку определения размера арендной платы, порядка, условии и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена на территории города Кемерово, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 № 62 соответствующим Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ".
Отказать открытому акционерному обществу "КАМАЗ" в удовлетворении заявленных требований.
Производство по делу в части требований общества с ограниченной ответственностью "Тибет СВ" прекратить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Тибет СВ" возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
С депозитного счета Арбитражного суда Кемеровской области возвратить открытому акционерному обществу "КАМАЗ" (плательщик З.) 50000 руб., обществу с ограниченной ответственностью "Тибет СВ" - 80000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Т.И.ГУЛЬ

Судьи:
О.С.ХОДЯКОВА
Н.А.АНИКИНА


------------------------------------------------------------------