Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2013 по делу N А27-4250/2013 <О признании недействующими приложения N 1 и приложения N 2 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2012 N 606 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям открытого акционерного общества "Электросибмонтаж" в части установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. по делу № А27-4250/2013
Резолютивная часть решения объявлена "01" октября 2013 г.
Полный текст решения изготовлен "08" октября 2013 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе председательствующего Смычковой Ж.Г., судей Драпезо В.Я., Власова В.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Электросибмонтаж", г. Кемерово
к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недействующим постановления от 31.12.2012 № 606 в части приложений № 1 и № 2
при участии:
от ОАО "Электросибмонтаж" - представителя П.Е. (доверенность от 16.10.2012 г.);
от РЭК Кемеровской области - представителя П.К. (начальника контрольно-правового отдела, доверенность от 26.07.2013 г. № 9) старшего прокурора Фазульяновой А.Б. (удостоверение)
установил:
открытое акционерное общество "Электросибмонтаж" (далее - ОАО "Электросибмонтаж") обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействующими приложения № 1, № 2 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК) от 31.12.2012 г. № 606 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ОАО "Электросибмонтаж" в части установления тарифов в размере 183,23 руб./Гкал (без НДС) и 205,95 руб./Гкал (без НДС), соответственно.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на экономическую необоснованность установленных постановлению от 31.12.2012 г. № 606 величин тарифов на услуги по передаче тепловой энергии. Так, из выписки из протокола заседания правления РЭК от 31.12.2012 г. тарифы, указанные приложения № 1, № 2 к оспариваемому постановлению в размере 183,23 руб./Гкал (без НДС) и 205,95 руб./Гкал (без НДС) не являются экономически обоснованными. По мнению специалистов РЭК, экономически обоснованными являются величины тарифов 243,89 руб./Гкал (без НДС) и 274,12 руб./Гкал (без НДС). Однако, при установлении тарифов для заявителя на 2013 год РЭК руководствовалась не экономически установленными величинами, а ограничениями по росту тарифов по приказу ФСТ России от 09.10.2012 № 231-Э/4. Считает необоснованными принятые РЭК при расчете затраты заявителя на заработную плату, на исполнение, предусмотренной частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" обязанности по раскрытию информации (далее - Закон о теплоснабжении), не утверждение затрат на капитальный ремонт. Подробнее изложено в заявлении, дополнении к заявлению.
РЭК с требованием не согласилась. Полагает со ссылкой на подпункт 4 пункта 2 статьи 7, статью 10, пункт 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункты 15 и 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ России от 6 августа 2004 № 20-Э/2 (далее - Методические указания), Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденный приказом ФСТ России от 8 апреля 2005 № 130-э (далее Регламент), приказом ФСТ России от 09.10.2012 № 231-Э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год", что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству. Подробнее доводы изложены в отзыве.
Прокурор, участвующий в деле в порядке пункта 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заключении указывает, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий РЭК, опубликовано, в установленном порядке доведено до сведения широкого круга лиц. У заявителя было право представить доказательства или перед утверждением тарифов обратиться в ФСТ для дачи заключения по тем расчетам, которые были заложены в тарифы. РЭК действовала в рамках предоставленных полномочий. Тарифы утверждены на основании тех цифр расходов, которые были представлены обществом.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. Представитель РЭК возразил.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд установил следующее.
В силу статьи 8 Закона о теплоснабжении ОАО "Электросибмонтаж" осуществляет регулируемый вид деятельности и является предприятием, где передача тепловой энергии не является основным видом деятельности; не ведет раздельного учета затрат в соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации).
ОАО "Электросибмонтаж" на основании договора аренды недвижимого имущества (тепловой сети) от 25.04.2013 г. арендует сооружение коммунальной инфраструктуры - тепловую сеть протяженностью 541,61 м, расположенную по адресу: <...> на земельном участке площадью 13713 кв. м с кадастровым номером 42:24:0501006:396, по которому осуществляется передача тепловой энергии как для нужд иных организаций, так и для собственных нужд ОАО "Электросибмонтаж".
В целях установления тарифов общество обратилось в РЭК в порядке, предусмотренном Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, с предложением по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год.
Постановлением от 31.12.2012 № 606 утверждены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ОАО "Электросибмонтаж" с календарной разбивкой, в соответствии с приложениями № 1 и № 2 к постановлению. Согласно приложению № 1 к Постановлению № 606 тариф на указанные услуги с момента вступления в силу Постановления № 606 и по 30.06.2013 составляет 183,23 руб./Гкал; согласно приложению № 2, с 01.07.2013 - 205,95 руб./Гкал.
Постановление № 606 от 31.12.2012 опубликовано 07.01.2013 в сети Интернет на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области", электронный адрес: http://www.zakon.kemobl.ru.
Не согласившись с приложениями № 1 и № 2 к Постановлению № 606, ОАО "Электросибмонтаж" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Оспариваемый акт издан в форме постановления, в пределах полномочий по установлению тарифов на тепловую энергию, закрепленных Законом о теплоснабжении, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-Э/2 (далее - Методические указания), с соблюдением Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом ФСТ России от 8 апреля 2005 г. № 130-э (далее Регламент), приказом ФСТ России от 09.10.2012 г. № 231-э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год", в соответствии с положением о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.03.2012 г. № 98.
Постановление содержит норму права, устанавливает размер и срок действия тарифов на тепловую энергию. Действие постановления распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Таким образом, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, изданным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и относится к сфере экономической деятельности, в связи с чем, рассмотрение настоящего спора находится в компетенции арбитражного суда.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Закон о теплоснабжении.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в частности, являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
Частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В силу части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; создание условий для привлечения инвестиций; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (далее - Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии), а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации).
Порядок рассмотрения представленных организациями материалов для установления тарифов, сроки проведения экспертизы и принятия решения об установлении тарифов регулируется соответствующими положениями Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, общество в порядке, предусмотренном Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, обратилось в РЭК с предложением по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год.
Рассмотрев представленные документы, РЭК открыла дело ОЭА/35-ЭСМ-2013 от 15.05.2012, в рамках которого были рассмотрены представленные заявителем материалы с целью установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии. По итогам рассмотрения указанного дела РЭК 31.12.2012 г. вынесла оспариваемое постановление № 606.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что при установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии для общества РЭК применен приказ ФСТ России от 09.10.2012 г. № 231-э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год.
Вместе с тем, как правомерно указывает заявитель, РЭК не учтено, что Заявитель не является теплоснабжающей организацией и оказывает услуги только по передаче тепловой энергии. При этом, в нарушение приказа ФСТ России от 09.10.2012 г. № 231 -э/4 в качестве исходной величины тарифа была принята величина 183,23 руб./Гкал., как расчетный тариф, исходя из утвержденного полезного отпуска и НВВ на 2011 г. Однако, постановлением от 17.12.2010 № 273 РЭК был утвержден другой тариф, исходя из суммарной тепловой нагрузки по договорам с потребителями.
Таким образом, суд признает обоснованным довод заявителя, что основания для применения приказа ФСТ России от 09.10.2012 г. № 231-э/4 при утверждении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ОАО "Электросибмонтаж" на 2013 год с календарной разбивкой у РЭК отсутствовали.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (п. 16 Основ).
Из материалов дела следует и соответствует мнению специалистов РЭК, экономически обоснованными являются величины тарифов 243,89 руб./Гкал (без НДС) и 274,12 руб./Гкал (без НДС).
Материалами дела также подтверждено и заявителем не оспаривается, что общество было ознакомлено с экспертным заключением и имело возможность его оспорить в установленном порядке до утверждения тарифа на 2013 год, что не было сделано. Достаточных доказательств, подтверждающих возражения ОАО "Электросибмонтаж" в части необоснованного занижения тарифов ОАО "Электросибмонтаж" в материалы дела не представлено.
В связи с чем, суд судом отклонена ссылка общества на то, что установление тарифов на услуги ОАО "Электросибмонтаж" было произведено РЭК без учета требований нормативно-правовых актов, действующих в сфере теплоснабжения, что привело к занижению тарифов и сделало их экономически необоснованными.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что из анализа представленной обществом заявки и приложенных документов экономически обоснованными являются тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ОАО "Электросибмонтаж" являются величины тарифов 243,89 руб./Гкал (без НДС) и 274,12 руб./Гкал (без НДС) с календарной разбивкой.
Таким образом, у РЭК не имелось правовых оснований для установления тарифа в меньшем размере и применения приказа ФСТ России от 09.10.2012 г. № 231-э/4.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, утвержденные оспариваемым постановлением РЭК, сформированы на основе анализа представленных теплосетевой организацией материалов, по итогам экспертной оценки видов и размеров затрат и с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей, вместе с тем, утверждены с нарушением требований действующего законодательства в части экономической обоснованности.
В связи с чем, требование ОАО "Электросибмонтаж" подлежит удовлетворению.
Поскольку РЭК в судебное заседание представлены требуемые документы, суд не находит основания для наложения судебного штрафа.
Руководствуясь статьей 65, статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать приложение № 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2012 № 606 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям открытого акционерного общества "Электросибмонтаж" в части установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии в размере 183,23 руб./Гкал (без НДС) и приложение № 2 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2012 № 606 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям открытого акционерного общества "Электросибмонтаж" в части установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии в размере 205,95 руб./Гкал (без НДС) не соответствующими Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, 650000, <...> дата регистрации 30.08.1996 ИНН 4207044509) в пользу открытого акционерного общества "Электросибмонтаж", 650610, <...> запись внесена 15.09.2002 ОГРН 1024200683715 ИНН 4207002717) судебные расходы в сумме 2000 (Две тысячи) рублей.
Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия. На решение может быть подана жалоба в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Ж.Г.СМЫЧКОВА
Судьи
В.Я.ДРАПЕЗО
В.В.ВЛАСОВ
------------------------------------------------------------------