По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.06.2013 по делу N А27-171/2013 <О признании недействующим подпункта 1.5 пункта 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.10.2010 N 468 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. по делу № А27-171/2013

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 6 июня 2013 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Ходяковой О.С., судей Аникиной Н.А. и Гуль Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байдаевское", <...> (<...>)
к Коллегии Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
о признании частично недействующим нормативного правового акта
при участии:
прокурора Штрауб А.Я., заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном процессе прокуратуры Кемеровской области,
от заявителя - Ю., представитель, доверенность от 3.12.2012,
от Коллегии Администрации Кемеровской области - Р., начальник правового отдела, доверенность от 11.03.2013 № 10-16/1187,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Байдаевское" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим подпункта 1.5 пункта 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.10.2010 № 468 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области".
Заявление мотивировано тем, что общество является арендатором земельного участка площадью 41558 кв. м, расположенного по адресу: <...> В связи с принятием оспариваемого положения, которым установлен коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку), в отношении земельных участков с разрешенным использованием "объект (объекты) автомобильного транспорта", значительно увеличился размер вносимой им арендной платы.
Давая оценку экономическому обоснованию расчета спорного коэффициента Ку, заявитель указывает на то, что коэффициент рассчитан исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости по тем видам разрешенного использования, где располагаются различные объекты автомобильного транспорта. В экономическом обосновании указывается на то, что до уточнения и приведения в соответствие вида разрешенного использования земельных участков коэффициент устанавливается единый, то есть без учета фактического и функционального использования объекта недвижимости.
Заявитель считает, что экономически обоснованной цели (исходя из доходности участка с учетом категории земель и разрешенного использования) в данном случае не имеется. Суть сводится к тому, что установление коэффициента необходимо для уточнения и приведения в соответствие вида разрешенного использования земельных участков с целью недопущения потерь в получении арендных платежей в бюджет.
Оспариваемое положение противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Введение нового коэффициента, более чем в пять раз увеличивающего размер арендой платы, взимаемой за пользование арендуемым обществом земельным участком, нарушает право общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Коллегия Администрации Кемеровской области требование не признает, указывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Коллегии Администрации Кемеровской области и в соответствии с федеральным законодательством, в том числе устанавливающим общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, основным критерием, влияющим на определение коэффициента Ку, является вид разрешенного использования земельного участка. Также указывает, что определяя методику расчета арендной платы и устанавливая коэффициенты, подлежащие учету при заключении договора, Коллегия Администрации Кемеровской области учитывала, в том числе интересы органа местного самоуправления, для которого земельные платежи являются бюджетообразующими.
Коллегия Администрации Кемеровской полагает, что оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку не лишает хозяйствующих субъектов равных условий доступа на товарный рынок, при предоставлении земельных участков все хозяйствующие субъекты находятся в равных условиях.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора Штрауба А.Я., полагающего оспариваемый нормативный акт соответствующим действующему законодательству, суд установил следующее.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно абзацу 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 9 Устава Кемеровской области Коллегия Администрации Кемеровской области является высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, наделенным полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения. Акты, имеющие нормативный правовой характер, издаются в форме постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области.
Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 № 218 "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области" официальными источниками опубликования актов губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области являются массовая газета "Кузбасс", сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" и сборник "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 47 утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области (далее - постановление № 47, Порядок).
Порядок устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области (за исключением города Кемерово), передаваемых в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (пункт 1.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка размер арендной платы при использовании участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области в расчете на год определяется органами местного самоуправления одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночно обоснованного размера арендной платы, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 2.5 Порядка в отношении земельных участков, не указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, размер годовой арендной платы за земельный участок, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах), определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков по формуле: А = КС х Кв х Ку х Кк х Ки х Кп х Кпр, где: А - размер арендной платы; КС - кадастровая стоимость земельного участка; Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка; Ку - коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка; Кк - коэффициент, учитывающий особые категории арендаторов; Ки - произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции; Кп - коэффициент, применяемый для расчета арендной платы за земельные участки, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства, Кп = 0,97; Кпр - коэффициент перехода, используемый в случаях, предусмотренных пунктом 2.9 Порядка.
Пунктом 2.6 Порядка предусмотрено, что коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (Кв), коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку), коэффициент, учитывающий особые категории арендаторов (Кк), указаны в приложениях к настоящему Порядку, в том числе в отношении городского округа Новокузнецка в приложении № 10.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.10.2010 № 468 внесены изменения в Порядок.
В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.10.2010 № 468 таблица "Коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку)" приложения № 10 к Порядку дополнена пунктом 18, согласно которому в отношении земельных участков с установленным разрешенным использованием "объект (объекты) автомобильного транспорта" установлен коэффициент Ку, равный 5 (л.д. 36-44 том 1).
Указанное постановление размещено на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 02.11.2010 (л.д. 125 том том 1).
Между Управлением по земельным ресурсам и землеустройству Администрации города Новокузнецка (арендодателем) и обществом (арендатором) заключен договор аренды от 08.04.2009 № 05-2050 земельного участка с кадастровым номером 42:30:0505011:0009, площадью 41558 кв. м под автобазу по ул. Разведчиков, 34-А в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка.
Из расчета (протокола определения) величины арендной платы за земельный участок следует, что арендная плата за 2010 год составила 1 196 855,85 руб. и рассчитана по формуле в соответствии с пунктом 2.5 Порядка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 17.11.2012 его разрешенное использование: "под объекты транспорта автомобильного", кадастровая стоимость земельного участка 21 761 015, 54 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 523,63 руб. (л.д. 20-22 том 1).
Учитывая введение коэффициента Ку, равного 5, в отношении земельных участков с разрешенным использованием "объекты автомобильного транспорта", Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка направил обществу новые расчеты арендной платы на 2011 и 2012 годы, согласно которым размер арендной платы составил 6 373 257,43 руб. и 6 755 652,87 руб. соответственно (л.д. 57-60 том 1).
Полагая нормативный правовой акт не соответствующим действующему законодательству ввиду несоблюдения принципа экономической обоснованности, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности при осуществлении пользования (аренды) земельного участка на территории данного городского округа, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействующим в оспариваемой части.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление № 582).
Постановлением № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.04.2012 № 15837/11, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом.
Оспариваемое постановление принято Коллегией Администрации Кемеровской области в пределах своих полномочий.
Заявитель оспаривает значение коэффициента, учитывающего особые условия использования земельного участка (Ку), установленного применительно к земельным участкам с разрешенным использованием "объект (объекты) автомобильного транспорта" на территории города Новокузнецка.
В представленном заинтересованным лицом экономическом обосновании указано следующее. В государственном кадастре недвижимости в большинстве случаев отражены сведения о разрешенном использовании земельных участков, на которых размещались здания, строения, сооружения и иные объекты, связанные с торговлей, эксплуатацией, ремонтом, обслуживанием автотранспортных средств - "объекты автомобильного транспорта" без учета фактического и функционального использования объекта недвижимости, в том числе и земельного участка.
В действующем законодательстве отсутствует четкое определение понятия "объекты автомобильного транспорта". Отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 дано понятие объектов транспортной инфраструктуры, к которым относятся автомобильная дорога, защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, дорожной деятельности и т.п., то есть связанные непосредственно с функционированием автомобильных дорог в пределах их полос отвода.
При проведении работ по определению кадастровой стоимости земельные участки с разрешенным использованием "объекты автомобильного транспорта" были все отнесены к 13 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
Почти все земельные участки, за редким исключением, с разрешенным использованием "объекты автомобильного транспорта" не относятся к дорожной деятельности и не несут социально значимую нагрузку.
Данные земельные участки по своему функциональному использованию подразделяются на три основных вида: 1) хранение автотранспортных средств (гаражи, автостоянки); 2) торговля и бытовое обслуживание автотранспортных средств (автосалоны, авторынки, торговые точки по реализации автозапчастей, автозаправочные станции, станции технического и диагностического обслуживания автомобилей, автомойки и т.п.): 3) производственные здания и сооружения (объекты вспомогательного значения, участвующие в производственном процессе субъектов предпринимательства, административной деятельности учреждений образования, здравоохранения, культуры и т.п.).
Данное распределение объектов автомобильного транспорта и градация также отражена и в видах разрешенного использования земельных участков, определенных в Технических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0155: третий, пятый, седьмой и девятый вид разрешенного использования соответственно.
В результате при проведении государственной кадастровой оценки земель на территории города Новокузнецка сложилась следующая ситуация.
Если по сведениям государственного земельного кадастра земельный участок числится с разрешенным использованием "индивидуальный гараж", то участок отнесен к 3-ему виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" и соответствует удельному показателю кадастровой стоимости, равному 3 327,56 руб./кв. м.
Если в государственном земельном кадастре земельный участок числится с разрешенным использованием "станция технического обслуживания", то участок отнесен к 5-ому виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" с удельным показателем кадастровой стоимости 4241,86 руб./кв. м.
Если в государственном земельном кадастре земельный участок числится с разрешенным использованием "здание гараж", то участок отнесен к 9-тому виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок" с удельным показателем кадастровой стоимости 3 479,96 руб./кв. м.
Если в государственном земельном кадастре земельный участок числится с разрешенным использованием "объект автомобильного транспорта", то участок отнесен к 13-тому виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог ..." с удельным показателем кадастровой стоимости 523,63 руб./кв. м.
При определении годового размера арендной платы при использовании земельного участка под объектом недвижимости с равнозначным видом деятельности без учета льготных категорий, но с установлением для одного участка в государственном кадастре недвижимости вида разрешенного использования "объект автомобильного транспорта", арендная платы различается в разы по сравнению с иным видом деятельности.
Для установления арендной платы, равнозначной для всех категорий арендаторов земельных участков, на которых расположены "объекты автомобильного транспорта", до уточнения и приведения в соответствие вида разрешенного использования земельных участков с целью недопущения потерь в получении арендных платежей в консолидированный бюджет, необходимо установление коэффициента, учитывающего особые условия использования земельного участка (Ку), направленного на выравнивание арендных платежей.
По результатам государственном кадастровой оценки земель населенных пунктов постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), в том числе и в отношении муниципального образования "Новокузнецкий городской округ".
Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков г. Новокузнецка по третьему виду разрешенного использования составляет 3 327,56 руб./кв. м, по пятому виду разрешенного использования - 4 241,86 руб./кв. м, по девятому виду разрешенного использования - 3 479,96 руб./кв. м, по тринадцатому виду разрешенного использования - 523,63 руб./кв. м.
Исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости по тем видам разрешенного использования, где располагаются различные объекты автомобильного транспорта, среднее арифметическое значение удельного показателя составляет: (3327,56 + 4241,86 + 3479,96 + 523,63) / 4 = 11573,01 / 4 = 2893,25 руб./кв. м.
Так как земельные участки с разрешенным использованием "объекты автомобильного транспорта" оценены по 13 виду разрешенного использования и имеют удельный показатель 523,63 руб./кв. м, то для приведения соответствующему размеру арендной платы за земельные участки в соответствии с фактическим использованием земель необходимо введение дополнительного коэффициента 2893,25 руб./кв. м : 523,63 руб./кв. м = 5,52537. Вследствие чего целесообразно установление коэффициента, учитывающего особые условия использования земельного участка (Ку), не ниже 5 (экономическое обоснование л.д. 2-6, том 2).
Из правового анализа федерального законодательства следует, что ставки арендной платы могут быть дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка. Согласно названному выше постановлению Правительства Российской Федерации такими критериями являются категория земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование.
Установление спорного коэффициента Ку не обосновано характеристиками земельного участка, отображаемыми в сведениях государственного кадастра недвижимости, а объясняется применением повышающего коэффициента к неправильно распределенным по группам видов разрешенного использования земельным участкам с разрешенным использованием "объекты автомобильного транспорта".
Данный подход не согласуется с принципом экономической обоснованности определения арендной платы, приводит к искажению смысла дифференциации ставок арендной платы по определенным критериям.
Подобный расчет исключает учет доходности арендуемого земельного участка,
поскольку неправильная группировка земельных участков с разрешенным использованием "объект автомобильного транспорта" по видам разрешенного использования не позволяет определить доходность этих участков.
Проблема касается отнесения земельных участков с разрешенным использованием "объект автомобильного транспорта" к группе видов разрешенного использования с наименьшим удельным показателем кадастровой стоимости, применяемым в расчете арендной платы, без учета фактического использования земельных участков.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду разрешенного использования и не противоречить сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости. Однако данная проблема должна решаться в установленном законом порядке за рамками правоотношений в сфере установления ставок арендной платы за земельные участки.
С учетом изложенного, суд признает положение нормативного правового акта - подпункт 1.5 пункта 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.10.2010 № 468 противоречащим принципу экономической обоснованности арендной платы.
Нормативный акт в оспариваемой части нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в результате применения коэффициента Ку размер арендной платы за пользование земельным участком многократно увеличился.
Правильность отнесения земельного участка, арендуемого заявителем, к группе видов разрешенного использования не является предметом проверки.
Согласно части 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению заявителю за счет органа, принявшего оспариваемый акт.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования общества с ограниченной ответственностью "Байдаевское" удовлетворить.
Признать недействующим подпункт 1.5 пункта 1 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.10.2010 № 468 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области", как не соответствующий постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Взыскать с Коллегии Администрации Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Байдаевское" 2000 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
О.С.ХОДЯКОВА

Судьи
Н.А.АНИКИНА
Т.И.ГУЛЬ


------------------------------------------------------------------